Затяжной прыжок

2 августа профессиональный праздник настоящих мужчин - День десантников и сил специальных операций

2 августа профессиональный праздник настоящих мужчин - День десантников и сил специальных операций

Это они живут по принципу “никто, кроме нас”. Это они умеют решать любые задачи в любомместе и в любое время. Это они вступают в бой, когда солдат любого другого рода войск считает его проигранным. И если армия - школа жизни, то служба в воздушно-десантных войсках - это высшее образование.

Элитные войска

Ровно пять лет назад указом Президента страны был образован новый род войск: силы специальных операций Вооруженных сил. Три мобильные бригады стали преемницами традиций советской “крылатой пехоты” и состоят из подразделений, которые всегда были элитой армии, — воздушный десант, спецназ и специальная разведка.

Голубые береты — это солдаты “со знаком качества”, умеющие выживать в сложнейших условиях, стоять насмерть, вести бой на фронте и в тылу противника. Естественно, служат здесь самые смелые, самые выносливые и самые умные ребята.

— Для нас оставили систему отбора, случайные люди в наши войска не попадают, — говорит подполковник Павел Пищулов, заместитель командира 103-й гвардейской отдельной мобильной бригады, которая дислоцируется в Витебске. — Если призывник слабо подготовлен физически, не готов преодолевать трудности, служба в мобильных войсках ему не по плечу. У нас условия максимально приближены к боевым: часть военнослужащих сейчас находится на полигоне в Лосвидо, другая в Заслоново, третья под Минском, четвертая на учениях в Украине. И так круглый год — в казармах срочники почти не бывают. Зато для тех, кто достойно отслужил, после увольнения открыты двери всех силовых структур, вплоть до Службы безопасности Президента.

“Делай, как я!”

Этот главный армейский принцип обучения в силах специальных операций исполняется непреложно. Перед каждым прыжком все военнослужащие — независимо от звания и должности — занимаются предпрыжковой подготовкой. Офицеры вместе с солдатами обязательно совершают парашютные прыжки, а командир бригады гвардии полковник Александр Кулакевич каждое воскресенье делает “зарядку” с ротой разведки.

— Начинаем с пробежки в течение часа, потом упражнения, а отжимается наш командир раз двести, — с восхищением рассказывает оршанец Дима Полищук, который месяц назад прибыл в бригаду после учебки в Печах. Говорит, что курс молодого бойца — это санаторий по сравнению с настоящей службой в разведроте.

— Здесь намного больше физических нагрузок, потому что разведчик должен обладать недюжинной выносливостью. Еще нас учат преодолевать страх, владеть собой в любой ситуации, это сложно, но очень интересно. Я всегда хотел быть десантником, потому что считал их сильнее, быстрее и умнее всех. Теперь понимаю, что все это не романтика, а тяжелый труд.

Шаг в небо

Каждый десантник помнит свой первый прыжок с парашютом. Подготовка к нему длится не менее двух недель. Занятия по воздушно-десантной подготовке проходят в части постоянно, в любую погоду, в любое время года. Навыки отрабатываются на земле до автоматизма.

— Мы не только учимся правильно укладывать парашют, но и готовимся к прыжку физически и морально, — говорит рядовой Олег Казюка, который мечтал о службе в десанте именно ради встречи с небом. — Сначала теория, зачеты, занятия на тренажерах, и лишь потом прыжки. Так что у меня нет никакого страха.

Действительно, специалист воздушно-десантной службы контролирует каждый этап укладки парашюта. Если где-то обнаруживается ошибка, все возвращается в исходную точку. У десантников есть присказка: правильно уложенный парашют всегда раскрывается, надежнее его только крылья ангела.

— Говорят, первый раз прыгать всегда страшно, но в этот момент обычно не понимаешь ничего. Готовят нас так, что даже если голова перестанет работать, тело и руки сделают все правильно и в воздухе и на земле, — рассказывает готовящийся ко второму прыжку витебчанин Олег Казаков. — Потом, когда лучше осознаешь, что происходит, эмоции другие, это будет настоящий адреналин.

Первый прыжок называется ознакомительным, потом следуют более сложные — с оружием, ночью, на воду. Самым трудным считается десантирование с военно-транспортного самолета Ил-76. Еще с советских времен в “крылатой пехоте” есть негласное правило: прыгнул с вертолета — стал парашютистом, а вот если прыгнул с оружием с борта огромного Ила — стал настоящим десантником.

Сильнее собственного страха

Сразу на 120 настоящих десантников приросла элитная 103-я гвардейская отдельная мобильная бригада в июне этого года. Впервые после многолетнего перерыва удалось провести  десантирование личного состава из самолета Ил-76.

— Это бесценный опыт и незабываемые ощущения, — признается Павел Пищулов, совершивший такой прыжок впервые за тридцать лет службы. — Скорость Ил-76 гораздо больше, чем у вертолета: 300—350 километров в час. Если в АН-2 помещается 12 человек, то с борта Ила одновременно могут десантироваться 126 бойцов, время отделения парашютиста — меньше секунды. Из-за высокой степени сложности к прыжку допускаются только те, кто уже не раз испытывал себя в небе.

Интересуюсь, страшно ли было прыгать с самолета и бывают ли случаи, чтобы кто-то отказывался от прыжка. Ну, скажем, сон плохой приснился накануне.

— Отказов не бывает, но тот, кто думает, что десантники ничего не боятся, ошибается, — отвечает Павел Яковлевич. — Страх — защитная функция организма, сигнал об опасности и это драгоценность, если боец умеет владеть ею. Недаром специалисты считают, что солдат, не испытывающий страха, в разведку не годен.  Вся подготовка десантника нацелена на то, чтобы научить его побеждать страх в самые трудные минуты, убедить, что он сильнее собственного страха. И когда ощущаешь это, понимаешь, что возможности человека беспредельны.

...Сегодня многие считают, что юноша должен иметь выбор, служить или не служить в армии. Наверное, это так. Люди устроены по-разному, и степень стойкости у них разная, недаром говорят, что десантура — это состояние души. Но я хотела бы, чтобы мои сыновья не прошли мимо этой школы мужества, отваги и чести. Потому что, независимо от того, носишь ты погоны или нет, вся жизнь мужчины — это бой. Бой с самим собой за то, чтобы стать настоящим человеком.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter