Затяжной антракт

Один переезд равен двум пожарам?
Один переезд равен двум пожарам?

Национальный академический Большой театр оперы и балета готовится к событию, которое часто сравнивают с пожаром, — к переезду. Для артистов это, конечно, стресс, причем нешуточный. Но для технических служб — стресс вдвойне. Ведь, кроме всего прочего, театр — это еще и громадное хранилище материальных ценностей, уникальных декораций и костюмов, исчисляемых тысячами. Удастся ли сохранить их так, чтобы впоследствии сравнение с пожаром было неуместным?

Выговор за находчивость

У Ларисы Мельник, директора театральных мастерских, стаж работы в театре — 41 год. За это время здесь было выпущено более 120 спектаклей. А каждый спектакль — это от 150 до 350 дорогостоящих костюмов ручной работы. И почти все здесь бережно хранят! Ведь классические оперные и балетные постановки если и сходят со сцены, так только на время. Восстанавливая свои прежние спектакли, театры нередко используют и прежние костюмы или реконструируют их по старым образцам. Например, кожаные колеты и сандалии из балета «Спартак» служат артистам уже более 20 лет. В свое время за эти колеты Лариса Филимоновна получила выговор: дело в том, что в советское время ткани для театральных костюмов отпускались по строгому лимиту и никаких излишеств там не предусматривалось. Пришлось ей в частном порядке договариваться с главным инженером фабрики, где выделывали тонкую перчаточную кожу. Впоследствии и этому инженеру влепили выговор за то, что отпустил кожу вне лимита...

Парча мешковине не конкурент

На какие только ухищрения ни шли наши мастера, чтобы сделать эффектный сценический костюм! Сшить несколько десятков нарядов из парчи — лет 30 назад театр о таком и мечтать не мог. Например, в спектакле «Дон Карлос» роскошные платья выглядели роскошными лишь из зрительного зала, а в действительности были сшиты из бархата и... мешковины с наклеенными на нее цветными лоскутками.

— Чем проще ткань, тем убедительнее из нее можно сделать «драгоценность», — говорит художник по росписи костюма Тамара Пивоварова, показывая мне внушительный пакет с обрезками всевозможных тканей, некоторые — в квадратный сантиметр! Даже микроскопические лоскутки здесь не выбрасывают — всему рано или поздно найдется применение.

Для первых в истории страны претенденток на звание «Мисс Беларусь» за несколько дней до конкурса мастерам было заказано 20 театральных платьев. К назначенной дате все наряды были готовы, за исключением одного — корсета на кринолине, обтянутом прозрачной тканью. Конкурсантка билась в истерике — через несколько часов ее выход! И тогда, нарядив красавицу в это прозрачное платье, находчивые мастерицы стали сооружать из припасенных лоскутков цветы и букеты, маскируя ими наготу рыдающей девушки... Вечером платье произвело настоящий фурор и вызвало нешуточную зависть победительницы, даже несмотря на доставшуюся ей корону... Короны для «миссок», кстати, также не раз создавались в мастерских театра.

Сюжет для шпионского триллера

Но особая гордость мастериц — пачки для балерин. В каждом театре мира — свои секреты изготовления этих самых пачек. Мастера тщательно оберегают собственные «ноу–хау» и стараются выведать чужие — страсти тут кипят поистине шпионские, на международном уровне, конкуренция — огромная! Тем не менее тайны «французской» или «московской» пачки для наших швей уже вовсе и не тайны, но в белорусском театре для создания идеально облегающих нарядов для балерин (в свое время, кстати, вызвавших неподдельный восторг у директора Английского королевского балета) чаще используют все же отечественные находки кроя. И еще — английский тюль, невесомую ткань для десятислойных юбок... А ведь относительно недавно примы балета выходили на сцену в костюмах, по весу напоминающих рыцарские доспехи.

— Еще в 1964 году, когда я пришла сюда, делали пачки из накрахмаленной марли, — вспоминает Лариса Филимоновна. — Александра Николаева, ставшая знаменитой еще до войны, рассказывала, с каким страхом танцевала фуэте на 32 оборота в этих тяжеленных нарядах...

В богатой коллекции нынешнего театра оперы и балета тех марлевых раритетов уже не найдете. Но то, что достойно хранения, здесь хранят. Например, искусно выделанную шубу Ивана Грозного в комплекте с почти неотличимой от оригинала шапкой Мономаха. И много чего еще не менее любопытного. Но что мне об этом рассказывать — все равно ведь не увидите. Вот бы создать здесь музей...

Под занавес

Впрочем, возможность возникновения музея после ремонта не исключена. Ведь цеха по изготовлению костюмов давно уже планируется перевести в другое здание. Некоторые площади в театре освободятся. Правда, новые помещения остро нужны не только для музея, но и для хранения костюмов: после изготовления нарядов к роскошной «Баядерке» места на складах не осталось вовсе. Найти подходящие хранилища на время ремонта и перевезти по возможности без потерь обширное театральное добро — еще полдела. А вот как театру сохранить своих редких мастеров — эта задача потруднее будет. На три года ремонта им предстоит уйти в «свободное плавание» — национальным опере и балету будет не до премьер и, соответственно, не до услуг своих швей и закройщиков. Которым тем не менее придется платить арендную плату за новые помещения для работы. Конечно, как и прежде, они могут создавать костюмы для народных фольклорных коллективов или для национального кино (актеров «Анастасии Слуцкой», между прочим, одевали не где–нибудь, а в цехах оперного театра), но родное кинопроизводство развивается пока не так бурно, как хотелось бы, да и народное творчество не шоу–бизнес... Будут ли востребованы их эксклюзивные услуги вне театральных стен?


Кстати

1 июля впервые за свою 150–летнюю историю закрылся на реконструкцию московский Большой театр. Подготовка к этому событию велась давно — накануне была выстроена так называемая Новая сцена Большого, готовились новые оперы и балеты специально для этих, меньших подмостков. В ближайшие три года, пока будет длиться ремонт, труппа театра собирается усиленно гастролировать как за рубежом, так и по стране, администрация намерена любыми путями удержать артистов. Тем не менее с болью в сердце генеральный директор главного театра России Анатолий Иксанов подписал приказ о сокращении 300 сотрудников из числа технического и обслуживающего персонала...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter