Затянувшиеся каникулы

В прошлом году несовершеннолетние нашего района совершили 51 преступление...

В прошлом году несовершеннолетние нашего района совершили 51 преступление — немало! Хотя с точки зрения статистики — ровно столько же, как и годом ранее. Неважная тенденция. Если взрослая преступность снижается, то подростковая, несмотря на серьезную профилактическую работу, остается на прежнем уровне. Почему?


Еще цифры. Каждое пятое преступление совершено подростком, который нигде не работает и не учится. Остальные — школьниками, учащимися колледжей и лицеев. Как правило, теми ребятами, которые ничем не интересуются, не посещают ни секций, ни кружков. Успеваемость у них неважная, к урокам готовятся от случая к случаю. Остается масса свободного времени. Чем его занять?


Соберутся парни и девчонки компанией, решат выпить пива — к сожалению, это сейчас модно в молодежной среде. Наскребут денег на горячительный напиток — купят и его. А окажутся карманы пустыми — могут и киоск обчистить.


Кстати, каждое четвертое подростковое преступление — групповое. Случается, участвуют в них и несовершеннолетние, прежде не имевшие конфликтов с законом. Дурной пример на самом деле заразителен.


Уверен, часто так происходит исключительно от избытка энергии и свободного времени. И еще — от отсутствия обязанностей. Родители сегодня сыновей и дочерей оберегают, стараются не утруждать. Готовкой, стиркой, уборкой занимаются сами. Дрова колоть, печь топить в квартире не надо. Да и у жителей частного сектора сегодня удобств не меньше — газ, холодная и горячая вода. С одной стороны — хорошо. С другой — растет детвора без забот, на всем готовом.


Многие, окончив школу, не спешат ни продолжить учебу, ни найти работу. А папы с мамами зачастую потворствуют. Дескать, пусть погуляет, еще натрудится. Вместе с тем родители не следят, во сколько их чада уходят из дому и когда возвращаются. Странно рассуждают: чтобы работать, их дети малы. А чтобы гулять, развлекаться — вполне взрослые.


Недавно Б., 17–летний парнишка из благополучной семьи, ночью через окно залез в похоронное бюро. Украл там спиртные напитки, чей–то мобильник. Конечно, отец и мать воровать его не учили. Но и не забили тревогу, когда сын еще в школьные годы попал на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних. Восприняли как должное, когда после школы парень решил продолжить «каникулы», погулять. И вот — результат...


Нынешняя молодежь вовсе не стесняется бездельничать, не скрывает своего неустроенного статуса. Одни объясняют незанятость отсутствием специальности, но получать ее не спешат. Другие, ничего из себя не представляя как профессионалы, претендуют на высокие заработки. А за обычную зарплату, как у большинства, их делать ничего не заставишь. Зато иметь хотят все и сразу — хороший компьютер, дорогой автомобиль, жилье, модные одежду и обувь. Так и настраивают себя изначально: раз атрибуты респектабельности не получится быстро купить, значит, нужно украсть, отобрать у других.


Есть менее амбициозные лентяи. Эти ни к чему не стремятся — только гулять да отдыхать. Но недорогие дискотеки уходят в прошлое, а ночные клубы недешевы: чтобы туда пойти, нужны десятки тысяч рублей. Где их взять безработному? Одни тянут из родителей, другие выбирают более опасные варианты.


Если преступление совершает учащийся подросток, реакция в вузе или колледже более чем странная. Вместо того чтобы воспитывать несовершеннолетнего, его отчисляют, дистанцируясь от «позора». В результате молодой человек или девушка пополняет армию бездельников. Шанс на исправление в этом случае почти нулевой.


Между тем за последние два года только однажды кражу совершил работающий подросток. Обычно такие ребята рано узнают цену трудовому рублю. Копят деньги на крупные покупки, оформляют кредиты в банке. У платежеспособного человека, даже совсем молодого, всегда есть варианты. К сожалению, далеко не каждый подросток это осознает. И объяснить обязаны мы, взрослые: работники правоохранительных органов, педагоги, активисты общественных объединений и, конечно, родители. Раз проблема подростковой преступности существует — значит, что–то делаем не так. Ведь о действенности профилактической работы судят прежде всего по результатам.

 

Борис Сныткин, прокурор Октябрьского района Могилева.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter