Затянуть потуже кошельки?..

Чем  ближе к  народу,  тем  дальше от  кризиса…  Возможно, эта  простая  формула  поможет  предприятиям скорректировать  стратегию  поведения  на  рынке

Чем  ближе к  народу,  тем  дальше от  кризиса…  Возможно, эта  простая  формула  поможет  предприятиям скорректировать  стратегию  поведения  на  рынке

Что населению хорошо…

До кошельков рядовых покупателей мировые финансовые неурядицы доберутся в самую последнюю очередь, считают специалисты. А потому предлагают уделить особо пристальное внимание потребительскому рынку. Судя по всему, финансисты оказались «страшно далеки от народа» — именно эта сфера находится на первой линии огня. Трудности со сбытом возникают сегодня у предприятий металлургии и машиностроения, не за горами то время, когда за ними подтянутся и строители. Населению беспокоиться рано — как и отраслям, ориентированным на удовлетворение их запросов. Но менять свою стратегию придется практически всем: кризис больше в умах, а не в кошельках, но своими финансами люди станут распоряжаться с большей осторожностью. «В ближайшее время возрастет спрос на более экономичные продукты и производства, — считает председатель правления ОО «Гильдия маркетологов» Анатолий Акантинов. — Важно уловить эти точки роста и правильно выстроить стратегию предприятия». В подтверждение этих слов можно найти немало примеров. Так, в украинских фармацевтических компаниях сегодня радостно потирают руки: население отказывается от дорогих импортных лекарств в пользу отечественной продукции. Планы на следующий год более чем оптимистичны — рост производства в отрасли на десятки процентов. Основательно готовятся к грядущим переменам и российские ритейлеры: многие торговые сети увеличивают ассортимент товаров низкого ценового сегмента, поскольку потребители переходят на более дешевые продукты питания. По данным компании «Ромир-панель», уже в конце октября — начале ноября поведение покупателей стало меняться. Например, спрос на растительное масло остался на прежнем уровне, однако сместился в более дешевый сегмент. Россияне продолжают пить кофе в тех же объемах, но теперь предпочитают более «бюджетные» бренды. Замечен и рост продаж недорогого кефира — на фоне снижения спроса на йогурты. Похожая ситуация в сфере услуг. Эксперты считают, что меньше всего стоит беспокоиться сотовым операторам — от мобильной связи потребители если и откажутся, то в самую последнюю очередь. Легче удержаться на плаву и таким секторам, как коммунальная сфера и общественный транспорт. А вот ряды любителей дорогих развлечений — походов в рестораны и зарубежных поездок, — судя по всему, могут поредеть.

О смене потребительских предпочтений можно судить, руководствуясь данными опроса компании «Nielsen Russia». Например, россияне готовы снизить траты на развлечения вне дома (56 % респондентов), отложить покупки новой техники, в том числе телефонов и компьютеров (48 %), меньше тратить на одежду (42 %) или отказаться от покупки крупных предметов быта, мебели или бытовой техники (41 %). В целом в мире изменили свои потребительские привычки из-за мировых финансовых проблем, снизив траты на покупки, жители 43 стран из 52, в которых проводилось исследование.

Не ошибиться в выборе

Как предприятию скорректировать свои дальнейшие действия, чтобы выгодно использовать ситуацию? Для начала стоит все же признать, что изменения неизбежны. «Если кто-то снизит свои продажи в 2 раза, то можно считать это не провалом, а успехом, — поясняет Анатолий Акантинов. — Падать будут все, только по-разному». Специалист ссылается на данные Ассоциации белорусских банков, согласно которым соотношение реальных денег к виртуальным в мире 1 к 13: «Все они не исчезнут, но спад экономики будет заметным». Поскольку почти половина внешнего товарооборота Беларуси приходится на Россию, наше экономическое самочувствие во многом зависит от происходящего на рынке восточной соседки. А там ожидают самой глубокой точки кризиса в марте—апреле следующего года, после чего может начаться восстановление.

Одним из инструментов корректировки стратегии специалисты видят в создании на предприятиях антикризисных комитетов, которые в режиме реального времени будут мониторить рынок и на основе этих данных формировать новую стратегию. Такие структуры, по некоторой информации, уже созданы на предприятиях Минпрома.

Между тем эффективным способом поддержания компании на плаву может стать пересмотр ассортиментной политики, причем в отраслях, ориентированных и на бизнес, и на рядового потребителя. Анализ показывает, что даже с краткосрочным прогнозированием спроса у наших предприятий есть проблемы. Например, сегодня на складах предприятий Минсельхозпрода образовались «завалы» сливочного масла и сыров. По недавней информации, сычужного продукта скопилось около 4,2 тысячи тонн, а это полуторамесячный объем потребления внутреннего рынка. Спрашивается, неужели нельзя было предотвратить такой объем перепроизводства — например, скорректировать ассортимент молочных продуктов либо снизить цены?! Ведь на самом деле уже давно понятно, что быстрорастущие в цене продукты продаются на белорусском рынке далеко не так хорошо, как раньше. Например, по итогам 10 месяцев этого года населению реализовано сыров всего на 3,3 % больше, чем за такой же период 2007-го, а потребление сливочного масла снизилось почти на 7 %. Далеко идущие выводы могут сделать и строители. В Беларуси, конечно, своя специфика, но в целом по миру идет падение сегмента коммерческой недвижимости, зато есть шансы переждать кризис, подключившись к возведению социальных объектов.

Рецепт успеха для каждого конкретного предприятия свой — общие положения могут стать лишь руководством к действию. Эксперты советуют руководителям компаний дать больше власти экономистам и маркетологам. Первым — чтобы снижали издержки, а вторым ­— чтобы определили пути дальнейшего развития. Не исключено, что сегодняшняя нестабильность поможет яснее увидеть, позиции каких предприятий или отраслей более устойчивы. Слабые могут уйти с рынка, а сильные, наоборот, окрепнуть… Известно также, что во время кризиса появляются новые компании, которые в дальнейшем становятся ключевыми для развития мировой экономики. Быть может, для Беларуси текущая ситуация — шанс занять свое уникальное место на мировом рынке?..

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter