Затоваренность складов сельхоз-продукцией — проблема или благо?

По расчетам зарубежных экспертов, в ближайшие полвека в результате роста населения потребность в продуктах питания на планете вырастет втрое.

По расчетам зарубежных экспертов, в ближайшие полвека в результате роста населения потребность в продуктах питания на планете вырастет втрое. Отсюда особое внимание к ряду высокопродуктивных продовольственных культур, среди которых картофель и гречиха. Первый — традиционный бренд Беларуси. Вторая уникальна сама по себе: биологическая ценность гречневой крупы составляет все сто процентов. Сегодня у нас и картофеля, и гречихи избыток. Тем не менее на рынке по-прежнему отечественный “второй хлеб” с трудом конкурирует с голландским “цвай брот”, а один из крупнейших интернет-ресурсов в разделе “Гречиха в Беларуси” на первой позиции предлагает крупу из Китая — по 9 тысяч рублей за килограмм, партией от 18 тонн и выше. Что же происходит на продовольственном рынке страны, разбиралась “Народная газета”.

Количество есть, а качество?

Руководители перерабатывающих предприятий отмечают высокий урожай картофеля в нынешнем году, однако при этом указывают, что речь идет скорее о количественной его стороне. “Все наши производственные мощности к приему и переработке картофеля готовы, — сообщил “НГ” директор Сновского крахмального завода Василий Романенко. — Однако базовый уровень крахмалистости (15 процентов) пока не обеспечивает ни одно сельхозпредприятие, дотягивают лишь до 13,7—13,9 процента. План заготовки — 12 450 тонн — будет нами перевыполнен, так как уже заготовлено более 11 тысяч тонн. Нет сомнений — урожай в этом году солидный. Но его качество оставляет желать лучшего”.

Эксперты уже не первый год отмечают тревожную тенденцию: традиционно славящаяся своим “вторым хлебом” Беларусь все активнее превращается в... импортера картофеля. И во многом именно потому, что качество, а зачастую просто внешний вид отечественного картофеля уступает импортному. Да и местные картофелеводы мало осведомлены о разработках наших генетиков. “Чтобы новый сорт получил известность, средств на его раскрутку надо не меньше, чем на разработку, — сообщил “НГ” завотделением селекции картофеля НПЦ по картофелеводству и плодоовощеводству НАН Беларуси Вадим Маханько. — Европа на разработку сорта тратит миллион евро, мы — вдвое меньше. Но потратить столько же на раскрутку мы не в состоянии. А она нужна — кампания в печати, широкие сортоиспытания, активное взаимодействие с иностранными коллегами, участие в их семинарах. У нас в НПЦ частые гости — картофелеводы из Германии и Швеции, про российских и говорить не стоит. Кстати, в регионах России белорусский картофель нередко стоит на рубль-два дороже местного — разве это не признание его качества?

Гречневое “переедание”

Иная ситуация с гречневой крупой. Пару лет назад сотрясавший торговлю ажиотаж вокруг нее, как и отмечалось изначально, оказался временным явлением. Это лучше всего продемонстрировал ценовой индикатор. В конце прошлого года в белорусских магазинах все еще продавалась гречка урожая 2010 года по 19—25 тысяч рублей, но департамент по хлебопродуктам Минсельхозпрода уверял: розничная цена белорусской гречки нового урожая не превысит 16 тысяч рублей. Сегодня достаточно зайти в любой магазин, чтобы убедиться: 12—13 тысяч — “потолок”. И никакого дефицита.

Достичь этого удалось благодаря тому, что в прошлом году в нашей стране была изменена структура заготовки гречихи. Если ранее ее заготавливали сами производители крупы, то в 2011-м были сформированы сырьевые зоны при комбикормовых заводах, которые стали заключать договоры с хозяйствами, вести заготовку и поставлять зерно на переработку. В результате в прошлом году валовой сбор зерна гречихи в Беларуси составил 60 тысяч тонн против 25,2 тысячи в позапрошлом. Однако это обстоятельство сегодня грозит обернуться своей обратной стороной. Дело в том, что основным производителем гречихи в мире является Россия, где год назад собрали более 800 тысяч тонн зерна гречихи, тогда как в 2010-м — 330 тысяч тонн. Нельзя также сбрасывать со счетов, что в последние годы в Литве и Польше площади под гречихой увеличились в полтора—четыре раза, а в сопредельной с нами Житомирской области Украины в прошлом году — почти вдвое.

Производственное противостояние

Итак, как минимум наполовину дело за производителями? В Минсельхозпроде подчеркивают: в Беларуси созданы достаточные производственные мощности по переработке крупяных культур. Например, на Гомельском комбинате хлебопродуктов установлена новая технологическая линия по переработке гречихи, благодаря которой усовершенствован процесс производства гречневой крупы. Но, как оказалось, проблема заключается в другом: переработать крупу куда проще, нежели продать ее — даже внутри страны, не говоря уже про экспорт за рубеж. “На отечественном рынке нас очень теснит российская гречка, — сообщил “НГ” заместитель директора Гомельского комбината хлебопродуктов Андрей Круглик. — На наших складах уже скопилось около 3 тысяч тонн крупы, однако в объеме реализуемых в Беларуси ежемесячно 1,3 тысячи тонн отечественная гречневая крупа (причем всех предприятий) составляет не более 450—500 тонн. Разумеется, мы пытаемся противостоять этому, но по ценовому фактору проигрываем даже в Беларуси, не говоря уже о зарубежье. Одновременно активно ищем новые рынки сбыта. Но и здесь сложности: в Украине российская гречка опять-таки дешевле нашей, в Молдове появился собственный завод. Западное же направление почти бесперспективно: в Европе гречка вообще продается едва ли не в аптеках — там она считается диетической едой для диабетиков. А с учетом пошлины, которой ЕС облагает нашу продукцию, реализовать ее вообще не представляется возможным”.

По мнению экспертов в области цен, белорусское сельхозпроизводство дешевым не будет никогда — в силу нахождения страны в зоне природной неустойчивости. “Поэтому решение проблемы “гречневой затоваренности” — прерогатива исключительно стратегического маркетинга, — пояснила нам заведующая отделом рынка Института системных исследований в АПК НАН Беларуси Зинаида Ильина. — Перепроизводство всегда считается опаснее, нежели недопроизводство, но в нашей ситуации иначе нельзя: Беларусь всегда выпускает больше, нежели потребляет сама. А потому требуется тщательная проработка всех маркетинговых вопросов: необходимо делать запасы и постоянно решать, где и как хранить. Это касается и гречки, и другой продукции. Сегодня в мире урожай, завтра неурожай. Вопрос не в том, что склады затоварены, а в том, чтобы сохранить крупу. А востребованной она будет обязательно”.

Агрессия во благо

Сегодня для белорусского АПК наступили особые времена: ситуацию на рынке определяет уже не только погодный фактор и внешнеэкономическая конъюнктура. “В новых условиях хозяйствования в рамках Таможенного союза и ЕЭП придется существенно сокращать прямые дотации АПК на единицу произведенной продукции и работать в условиях конкуренции, — заметил на недавнем совещании Президент страны Александр Лукашенко. — Со вступлением нашего главного торгового партнера в ВТО эта конкуренция будет только нарастать”.

И, наверное, даже хорошо, что еще задолго до накала этой борьбы жизнь выявила проблему неготовности многих белорусских предприятий и организаций к обильному урожаю. Это касается не только гречихи и картофеля — “НГ” не раз уже писала про сложности с заготовкой яблок, грибов, иной продукции. Новые перерабатывающие мощности вкупе со стратегическим маркетинговым планированием — вот тандем, способный решить обозначенную проблему. Как отметил на днях министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц, предстоит ориентироваться на создание экономически мощных компаний с агрессивной политикой сбыта продукции, ориентированной на внешние рынки. Кстати, в Беларуси разработана концепция развития АПК до 2020 года, которая призвана поспособствовать превращению страны в крупного экспортера продовольственной продукции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter