«Затоваренная бочкотара»

К экспорту товаров хотят активнее привлечь ИП и малый бизнес

Избитый слоган «Купляйце беларускае!», с которым население знакомо уже более десяти лет, сегодня приобрел совершенно иное звучание. Теперь и без того недвусмысленное словосочетание получило новую экспрессивную окраску. Покупать промышленные товары, произведенные на отечественных предприятиях, означает не просто помочь предприятиям преодолеть экономические сложности, с которыми они столкнулись на внешних рынках. Теперь, можно сказать, это условие удержания экономического благополучия страны.

Рецепты выхода из того затруднительного положения, в котором сегодня оказались многие белорусские товаропроизводители, в принципе известны. Это и развитие маркетинговых служб, и изучение новых рынков наряду с укреплением старых, и повышение качества и ассортимента продукции… Некоторые эксперты указывают на необходимость развития собственной товаропроводящей сети. Ведь, как показала практика, больнее всего кризис ударил по тем предприятиям, которые работали по принципу «есть задание произвести — произведем, потом кто-нибудь обязательно купит». Среди «пострадавших» те, кто не удосужился обзавестись ни надежными партнерами, ни даже магазин фирменной торговли открыть…

Как говорит декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев, белорусским предприятиям придется совершить своеобразный психологический рывок. «Конечно, в свое время им не следовало создавать сверхнормативные запасы, но сегодня белорусской промышленности надо активнее учиться работать на внешних рынках. Делать это необходимо даже в непростых кризисных условиях. Потому что если в первом полугодии мировой экспорт сократился менее чем на четверть, то белорусский — почти наполовину. Это означает, что мы работаем хуже других»,— отмечает Михаил Ковалев.

Специалист указывает: даже в едином таможенном пространстве с Россией белорусские предприятия сумели сократить экспорта на 5% больше, чем в целом сократился ввоз товаров на территорию восточной соседки. Это свидетельствует о том, что конкуренты белорусских предприятий, даже не будучи наделенными всеми привилегиями и преимуществами Таможенного союза, сработали не в пример лучше белорусских предприятий. Белстат уже подсчитал: экспорт белорусских товаров за последние полгода сократился на $8,2 млрд. Правда, как указали в ведомстве, существенное сокращение стоимостных объемов внешнеторговых операций было обусловлено не только сокращением физических объемов поставок, но и снижением средних цен на экспортированные товары. Но все равно гордиться нечем: по сравнению с январем — июнем 2008 года средние цены экспорта снизились на 32,4%, а его физический объем уменьшился на 22,6%.

После того как две недели назад Государственный таможенный комитет разрешил беспошлинный вывоз любого количества товаров белорусского производства за пределы республики, многие ожидают продолжения либеральных шагов в этом отношении. Ведь инициатива таможенников больше коснулась челночного бизнеса, а в цепочку экспортеров необходимо включать и более серьезные звенья. Одним из таких механизмов является усиление роли малого и среднего бизнеса при осуществлении экспорта белорусской продукции. Этот проект, к слову, сегодня серьезно обсуждается в правительстве. Ведь, как говорит председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей (МССПиР) Владимир Карягин, белорусским промышленникам в нынешних условиях не стоит гнушаться работой с любыми партнерами: и с крупным оптом, и с малыми предприятиями. Причем на последних стоит обратить особое внимание: индивидуальные предприниматели и представители малого и среднего бизнеса, действительно, способны пусть не кардинально, но существенно проредить места на складских полках.

«Но на самом деле здесь сегодня немало вопросов,— говорит Владимир Карягин,— в том числе и чисто моральных. Директора многих предприятий откровенно не доверяют частному бизнесу и боятся сбывать ему свой товар. Не отработаны и механизмы поддержки и поощрения нового сбытового звена».

Для того чтобы белорусские предприниматели с охотой начали возить за границу белорусские чайники и утюги, их нужно как-то заинтересовать. А иных стимулов, кроме как выражающихся в рублевом эквиваленте, не существует. Есть и специфические препоны для перехода малого и среднего бизнеса в число активных экспортеров. К примеру, белорусские предприниматели не имеют права покупать товар за наличные. В то же время в соседней России бизнесмен может использовать «кэш» при сделках на сумму до RUR 100 тыс. Таким образом, для одних обеспечивается определенная гибкость при совершении торговых сделок, у других руки связаны.

Предприниматели сегодня настаивают и на отмене госрегулирования ценообразования на все товары, кроме продуктов естественных монополий. Просят они и усовершенствовать механизм зачета и возврата НДС малым и средним предприятиям при подтверждении вывоза товаров за пределы страны. В числе просьб — рекомендовать руководителям предприятий-производителей при заключении договоров с субъектами малого предпринимательства, которые будут поставлять их продукцию на экспорт, предусматривать отсрочку платежа до 60 дней. Для этого возможно использование рекомендаций от органов исполнительной власти, налоговых органов, объединений предпринимателей. Но самое главное, считают в предпринимательских союзах,— разрешить производителям и оптовым предприятиям производить уценку товаров, лежащих на складах длительное время, до цен, формирующихся на международном рынке. Ведь мировой кризис установил достаточно жесткие правила для успешного сбыта: не подвинешься в цене — ничего не продашь…

«Если частную инициативу допустят к реализации белорусской продукции, ситуация значительно улучшится. А уж дело государства как собственника — отслеживать, чтобы товар реализовывался частникам по справедливым ценам»,— говорит Михаил Ковалев. Действительно, малый бизнес должен быть защищен от ценовых инициатив производителей. Ведь если на радостях цену за товар заломить побольше, то у любого, даже самого инициативного помощника можно отбить охоту работать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter