Директора центра ремесел Галину Степанюк антопольцы хорошо знают. И уважают...

Заткнуть традицию за пояс

Эпицентр сельской жизни в Антополе — улица Советская. Церковь, сельсовет, универмаг — все здесь, все рядом. Одна из главных достопримечательностей поселка — районный центр ремесел — тоже неподалеку. Директора центра Галину Степанюк антопольцы хорошо знают. И уважают. «А вы к нашей Галине Михайловне приехали?» — вопросом на вопрос ответила бабушка, у которой я спросил дорогу. Именно так и сказала — «к нашей».



На стенах рабочего кабинета Галины Степанюк десятки дипломов, грамот, благодарственных писем. На почетном месте — диплом лауреата специальной премии Президента «За духовное возрождение». Десять лет она руководит районным центром ремесел, по крупицам собирает и восстанавливает все то, что имеет отношение к истории родного края. Ученики Галины Михайловны занимаются декоративной росписью, делают искусственные цветы для свадебных караваев, плетут из соломы, восстанавливают местные «куфры» — голубые сундуки с яркими цветами и тиснеными линиями. Антопольские школяры с удовольствием осваивают народные ремесла. Вместе с ними Галина Михайловна восстанавливает традицию плетения белорусских поясов:

— Несколько лет назад ко мне на занятия пришли три друга. Мальчишки в школе были лидерами, заводилами. В центр они заглянули, чтобы поприкалываться. Я им, конечно, все показала, рассказала. Смотрю, ребята заинтересовались. Начали регулярно ходить на занятия, а со временем именно они стали костяком центра ремесел. С ними мы и осваивали плетение поясов. В Бресте на одном из фестивалей мои мальчишки произвели настоящий фурор. Представляете: сидят на пешеходной улице Советской три парня в белорусских костюмах и ткут пояса. Необычайное зрелище! Вслед за ними в центр ремесел потянулись и другие ребята.

Теперь в центре занимается почти полсотни мальчишек и девчонок. Причем многие из них ходят не в один кружок — посещают сразу несколько. 

— Говорят, что нынешних детей невозможно от компьютеров оторвать. Неправда это. Ребенок занимается тем, что ему интересно. Для того чтобы он не сидел сутки напролет у монитора, его нужно заинтересовать чем-то другим. Многие наши ребята готовы целыми днями пропадать в центре ремесел. Значит, им здесь интересно и комфортно, — рассуждает Галина Степанюк. 

У нее самой любовь к народному творчеству проявилась не сразу. С детства мечтала заниматься хореографией. После окончания культпросветучилища в Гродно вернулась к родным пенатам, передавала свое мастерство подрастающему поколению. Как-то попробовала сделать для выступления корзинки, затем — искусственные цветы, грибы. И пошло-поехало. Как снежный ком:

— Сейчас корю себя, что не училась народному творчеству у мамы. Она была невероятно талантливым человеком. Возьмет три соломинки — и через мгновенье птичка готова! Или оторвет кусочек ткани и сделает куклу. Здорово у нее получалось! Иногда я учителю рисования вместо своих работ мамины сдавала. Так учитель ставил две оценки: мне — двойку, а маме — отлично. 

Галина Степанюк приглашает на экскурсию. Каждый кабинет центра ремесел словно небольшой музей. В отдельном помещении плетут пояса. Между спинками стульев и батареей отопления натянуты нити.

— Для белорусов пояса были особенным элементом одежды. Показаться без него на улице, распоясаться считалось оскорбительным и недопустимым! Только один раз в году мужчины могли не переживать из-за отсутствия пояса — во время сенокоса. Когда складывали сено в стога, за шиворот могла упасть гадюка. Вот пояса и не завязывали, чтобы змея, пролетев под одеждой, упала на землю.

Плетение поясов в Антопольском районном доме ремесел осваивали с нуля. Информации практически не было. 

— Я понятия не имела, что такое станок. Ездили по деревням, общались с бабушками, шаг за шагом восстанавливали технологию, изучали значение каждого пояса. Через некоторое время все же соткали первый экземпляр. Получился он, мягко говоря, так себе. 

Научиться хорошо плести пояса было непросто. У Галины Степанюк ушел на это не один год. Ее главные учителя — сельские бабушки. С одной из них мастерица познакомилась на «Дожинках» в Кобрине:

— Бабушка долго наблюдала за тем, как я плету пояс, а потом подходит и говорит: «Ой, дочка, я за свою жизнь столько этих поясов сделала! Пасу коров, «привяжусь» к дереву и плету». Рассказала, что раньше невеста должна была принести в дом жениха целый «куфар» поясов. Подарить родственникам, повесить на калитку, забор, колодец, даже на домашних животных. Как оберег, как символ женственности.

Пояс мог рассказать многое о своем владельце. Например, незамужние девушки носили тоненькие пояски, в которых обязательно присутствовали бледно-красная, зеленая и желтая нити. После замужества в пояс обязательно добавлялась черная нить — символ плодородия. Впрочем, первый пояс у человека появлялся сразу после рождения и назывался он «павівач». Плели его по одному принципу — чем больше ярких ниток, тем лучше. Девушки повязывали «павівач» под свадебное платье как оберег.

Раньше гости на сельских свадьбах не надевали яркие ленты с надписями вроде «Друг жениха». Узнать, кто есть кто, можно было, взглянув на пояс. К примеру, брат невесты носил пояс, сотканный из трех ниток — белой, голубой и васильковой. Его длина строго регламентировалась — 4 метра и 20 сантиметров. 

Одни из самых необычных поясов носили бобыли — богатые холостяки старше 35 лет:

— У бобыля есть все, кроме жены. Он — самый завидный жених. Ему пояс плели из чистой шерсти. Одна нитка была светло-бежевой, вторая — цвета переспелой вишни, а на концах обязательно присутствовал волнообразный узор.

По поясу можно было узнать и статус человека. Например, у крестьянина он был соткан из льняных ниток бордового, черного и серого цветов. Зажиточные люди добавляли к льняной нити шерстяную. Ну а богачам плели пояса из тонких шерстяных и шелковых нитей.

— С поясами у белорусов связано многое. Они сопровождали наших предков от рождения до могилы. Я как-то попросила у одного человека сфотографировать его пояс, он не разрешил и ушел. Но вскоре вернулся и предложил мне сделать снимок, но за это сплести для него погребальный пояс, который состоит из трех полос. В центре — широкая черная, символизирующая землю, а по краям узкие ярко-оранжевые — цвета солнца.

Галина Степановна подходит к стене, где аккуратно развешены пояса с самыми разными узорами. Берет в руки два пояса, прикладывает друг к другу, комментирует:

— У этих поясов практически идентичные узоры, хотя выполнены они в разных цветах. Самое интересное заключается в том, что один из них сплел мой ученик, а второй — его прапрабабушка в 1912 году. И прежде мальчишка этот пояс никогда не видел…

Историй и примет, связанных с поясами, в арсенале Галины Степанюк невероятно много:

— Я вязала пояс на одном из фестивалей, когда ко мне подошли две женщины. Одна молодая, а вторая гораздо старше. Долго наблюдали за моей работой, а потом та, которая помоложе, попросила разрешения переступить через пояс. Я не знала, для чего это нужно, но разрешила. А после выяснилось: если девушка не может забеременеть, ей нужно встретить женщину, которая плетет пояс, и переступить через него.

Даже у охотников были свои поверья, связанные с поясами. Если хочется подстрелить, скажем, трех уток, нужно на поясе сделать три маленьких узелка. А если нацелился на дикого кабана или оленя — один большой. Если охотник возвращался домой без узлов на поясе, значит, охота была удачной.

p.losich@gmail.com

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter