Дворец в барановичской деревне Полонечка заслуживает продолжения реставрации

Затишье, которое не радует

В Беларуси много исторических усадеб, спроектированных европейскими и российскими зодчими. Некоторые дворцы и дома отреставрированы, украшают наши города и села. Другие разрушены и архитектурные красоты остались на фотографиях, рисунках да, вероятно, в проектах, хранящихся в архивах. Иные еще можно восстановить — те, где размещались школы, больницы, дома отдыха, где был как можно дольше хоть какой-то хозяин. Усадьба Радзивиллов в деревне Полонечка Барановичского района, несмотря на то что более 20 лет пустовала, переходя из рук в руки, все еще имеет шансы на возрождение.


Здание имеет популярный тип пространственной организации — фронтальная композиция, при которой главный корпус и боковые флигели располагаются на единой поперечной линии. Вместе с тем он имеет свою эксклюзивность. Памятник архитектуры в стиле классицизма перестраивался по образу и подобию дворца Тривулзино на озере Комо в итальянском Белладжо. В его оформлении использовались элементы декора, которых больше нет нигде в Беларуси. Речь о гермах — четырехгранных колоннах со скульптурным изображением головы древнегреческого философа или героя. Само двухэтажное здание соединено галереями с квадратными в плане одноэтажными боковыми павильонами-официнами. Когда-то гермы располагались и по бокам. Сейчас сохранились только на центральной части фасада, логичным окончанием которого был треугольный фронтон с родовой радзивилловской символикой.

Точной даты закладки дворца нет. Но на одном из кирпичей стены водяной мельницы, входившей в здешние владения Радзивиллов, выбита дата — 1819. По предположению доктора биологических наук, известного ученого в области садово-паркового искусства, исследователя старинных усадеб Анатолия Федорука, в эти годы и создавалась вся резиденция. Дворец же более старый — ХVIII столетия. Известно, что наследники привносили в его облик элементы по своему вкусу и в угоду существовавшей тогда моде.

При Мацее Радзивилле Полонечка слыла центром культурной жизни. Здесь бывали композиторы и поэты, гостил в 1777 году вместе с женой Денис Иванович Фонвизин, литератор екатерининской эпохи. Вот как он сам описывает это событие в своих дневниках: «29 августа приехали обедать в местечко Полонечко к Радзивиллам. Тут мы приняты были очень хорошо в доме самого хозяина. Обед хороший, на серебре, и вина лучшие».

Позже усадьба переходит к сыну Мацея Константину. Этот наследник решает добавить дворцу современных ноток. Именно тогда на фасаде здания появляются колонны с гермами. На тот момент во дворце находилось огромное количество произведений искусства: нумизматическая коллекция, часть картинной галереи Радзивиллов, большая библиотека. Константин собрал интереснейшие этнографические сведения о местных жителях.

«Если из Мира ехать по улице Жуховицкой, то дальше мы бы прибыли во владения князя Константина Радзивилла, где увидели бы чудный сад, красивый и интересный во многих отношениях дворец. Встретившись же с хозяином, легко убедиться в знаменитой радзивилловской гостеприимности». Такая запись встречается в дневнике известного белорусско-польского поэта, краеведа, историка литературы и переводчика Владислава Сырокомли.


После смерти Константина в 1869 году его сын Мацей вывез ценности в свою польскую усадьбу. Радзивиллы вернулись в Полонечку в конце XIX века, когда сюда заселился внук Константина Радзивилла — Альберт Станислав. По его приказу к дворцу пристроили широкую парадную лестницу и посадили зимний сад в неоготическом стиле. Его племянник Владислав стал последним Радзивиллом в Полонечке. Он жил там до начала Второй мировой войны. Это по его заказу в 1899 году в деревне построили из дерева неоготический Юрьевский костел с использованием швейцарского стиля в оформлении, который стоит там и сегодня.

Дворец дважды горел — в 1917 и 1943 годах, и первоначальная планировка с парадным зеркальным залом, вестибюлем и лестницей утрачена. После войны здание было восстановлено, здесь разместилась школа-интернат.

Герб Радзивиллов на фасаде здания убрали, оранжерею разобрали, а окна в галерее заложили кирпичом, рассказала Екатерина Козлова, которая родилась и выросла в Полонечке, а родительский дом ее находится прямо через дорогу от дворца:

— Произошла значительная перепланировка: где-то разбили комнаты, построили стенки. Раньше была центральная винтовая лестница, а теперь — двухмаршевая с двух сторон. Стены здания и фундамент из бутового камня крепкие, при кладке, кстати, использовались куриные яйца. Перекрытия в аварийном состоянии, есть проблемы с флигелем, один из которых обрушился в 2018 году.

Школа перенесена в другое место в конце 90‑х. В мае 2007 года постановлением Совета Министров дворцово-парковому комплексу присвоен статус историко-культурной ценности регионального значения. Титул не спас архитектурный памятник. Наоборот, прибавил собственнику хлопот при реставрации.

В 2014 году компания «Спецактивстрой-инвест» приобрела его на аукционе с намерением использовать в туристических целях. Однако полностью оплатить покупку фирма не смогла, и здание было возвращено государству.

Последующие аукционы снижали цену вплоть до 80 процентов, и в итоге в декабре 2020 года дворец Радзивиллов выкупила семейная пара из Минска за 19,2 тысячи рублей.

Ведутся работы по поддержанию состояния здания и собираются деньги на его восстановление. Но, как рассказали в местном сельсовете, сейчас они приостановились:

— Раньше проводились разные акции, праздники для местных жителей. Было очень интересно. Волонтеры помогали расчищать территорию, собирать деньги. Теперь все затихло.


Воссоздать точный образ былой резиденции, конечно, сложно. Нет внутреннего плана дворца.

— Архитекторы при реставрации могут исходить из опыта восстановления других исторических строений, — замечает Екатерина Козлова. — На территории Беларуси подобный дворец есть в Гомеле, Снове. Можно опираться на их проекты.

Разрушало здания не только время — местные жители тоже внесли свою лепту, и от аутентичного интерьера сохранилось лишь пару островков французской плитки на полу.

— Эту плитку не оторвать, — объясняет моя собеседница. — Она намертво приклеена. Местные скорее отбивали и выносили доску, оконные рамы. На конец XIX — начало XX столетия в документах упоминается, что в наших местах был кирпичный завод. В Несвиже работал такой же, и кирпич, вполне вероятно, при строительстве использовали местного производства. Штукатурка здания советская, а на центральной части дворца — вообще 90‑х годов. Тогда также начинали реставрацию, но денег не хватило, хотя здание находилось в хорошем состоянии.

— Этих Радзивиллов я знаю лучше, чем свою семью, — шутит Екатерина. — Одно время работала в группе по восстановлению дворца, но переехала в Минск. Некоторые турфирмы включают этот объект в свои экскурсии. Очень бы хотелось, чтобы реставрация продолжилась.

А пока создан лишь точный макет этой исторической ценности. Четыре ученицы столичной гимназии № 75 под руководством своего учителя и куратора проекта «Нам засталася спадчына» Татьяны Войтенко около полутора лет работали над созданием миниатюры. Искусно, до мельчайших деталей проработанный макет-реконструкция дворцово-паркового комплекса Радзивиллов «Полонечка» в масштабе 1:100 отныне украшает экспозицию Барановичского краеведческого музея.

klimovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter