Затеянный город. Как создаются и проектируются белорусские поселения?

То, что неискушенному человеку кажется нагромождением архитектурных форм и беспорядочно расчерченной сеткой, с точки зрения архитектора-градостроителя — живой “урбанистический организм”. Наша республика — одна из немногих постсоветских стран, в которых сохранилась серьезная градостроительная наука. Именно благодаря этому отечественный опыт проектирования и развития городов интересен как для стран СНГ и ЕС, так и для Венесуэлы. Об урбанистике корреспондент “НГ” побеседовал с заместителем директора по архитектуре БелНИИП градостроительства Ларисой СМИРНОВОЙ.

— Лариса Николаевна, каждый город развивается по-своему: бразильскую столицу спроектировали как совершенное поселение, а Москва, например, не первый год страдает от стихийной застройки и инфраструктурных проблем. В чем особенности белорусских градостроительных подходов?

— В Беларуси внимательное отношение к городу, градостроительство всегда было одним из направлений “большой политики”. Даже в тяжелые 90-е Госстрой Беларуси, а позже Министерство архитектуры и строительства удерживали контроль над преобразованием территорий, в первую очередь в городах, постоянно разрабатывали генеральные планы больших и малых городов. Эта работа продолжалась в стране и в период финансовых затруднений, активно ведется она и сегодня.

— Но бывает, что города, вернее районы, развиваются неравномерно: жилые дома сдали, а дороги, остановки, школы еще строятся и появляются не скоро...

— Так бывает редко. Нормативы требуют, чтобы жилье и социальные объекты вводились одновременно. Это называется комплексным жилищным строительством. Бывают, конечно, проблемы с формированием местных бюджетов — отсюда временные неудобства людей. Вообще комплексная застройка — это классическая градо-
строительная традиция во всем мире и нам этот принцип удалось сохранить. Кстати, этот подход вызвал большой интерес в Венесуэле, где белорусские специалисты с 2006 года разрабатывают планы для городов-спутников Баринас и Техериас.

— Можно сказать, что отечественные градостроители не отстают от ведущих мировых тенденций?

— Более того: по ряду позиций Беларусь сама формирует передовые подходы и является их проводником. Например, на заседании Европейской экономической комиссии в Женеве наша делегация выступала с докладом о территориальном планировании развития малых городов. Сегодня малые города, а в Беларуси в них проживает 70 процентов населения, это большая ценность. Каждый из них уникален, так как его образ “вырастает” из природного комплекса, в котором город расположен. В малых городах удобно жить: лучше экологическая обстановка в сравнении с большим городом, острее ощущается связь “город—природа”. В небольших городах совсем иное общение — здесь люди живут “одной семьей”.

— Какие белорусские подходы заинтересовали европейских коллег?

— Каждый городок имеет свою историю. К примеру, Поставы были спроектированы в итальянской традиции, а Туров продолжает традиции исконно белорусского города на пойменной территории. Как градо-
строители мы стараемся трепетно сохранить и развить культуру городов, их индивидуальность, и это вызывает интерес. К тому же наши города просто красивы, и Европа это видит. Работая над генпланами, мы решаем и вопросы туристической привлекательности территорий. Ведь именно уникальность поселения вызывает интерес как путешественников, так и инвесторов. Не случайно в Европе обсуждают проблему развития уникальных качеств своих городов и трактуют этот вопрос как экономический.

— Есть ли примеры подобной работы у нас?

— Приступая к преобразованиям в Витебске, мы изучали историю города и стремились выявить его своеобразие. В городе всегда доминировал неповторимый природный ландшафт, который формируют Западная Двина, впадающая в нее Витьба и пять глубоких оврагов. Ратуша, костелы и церкви — из-за этих зданий, построенных в стиле барокко XVIII века, Витебск называли маленьким Парижем — располагались в низком месте. Почему? Потому что здесь визуально сходились все пять оврагов. Благодаря усилиям градостроителей в Витебске были восстановлены Успенский собор, Воскресенская церковь, создана пешеходная улица в центре и самый известный витебский объект — Амфитеатр, где проходит фестиваль “Славянский базар”. Была творческая борьба, дискуссии... Зато посмотрите, что есть сегодня!

— Сегодня Витебск действительно немыслим без концертной площадки. Что еще уникального вы нашли в этом городе?

— Для витебских строений характерны неповторимое чугунное литье, кирпичная кладка, скатные крыши. Видите ли, ценностью является не столько отдельное здание, сколько сама среда. Может быть, в наших исторических городах не каждый дом — памятник архитектуры, но квартал, застройка, среда — это то, что требует сохранения.

— Какие проблемы решают градостроители в настоящий момент?

— Традиционно разрабатываются генеральные планы городов и проекты реконструкции центров. Одна из новых задач — развитие городов-спутников, чтобы не допустить переуплотнения Минска, что чревато экологическими и транспортными проблемами. “Спутники” призваны “оттягивать” население от города-центра, но для выполнения этой функции в них нужно создать условия, аналогичные столичным, — обеспечить высокое качество жилья, обслуживания, благоустройства. Актуален вопрос улучшения качества среды, это создание комфортных пешеходных зон, в том числе в историческом центре, зон отдыха со скверами и фонтанами. Создание выразительной, “богатой” городской среды — задача не менее важная, чем объемы нового жилищного строительства. Важнейшая тема в градостроительной политике страны — развитие приграничных регионов — с Польшей, Украиной, Литвой, Латвией.

— Что самое сложное в вашей профессии?

— Градостроитель всегда должен идти немного впереди в понимании процессов развития города, его ценностей, видеть город как систему. Профессия сложна тем, что требует сочетать амбиции архитектора-урбаниста с величайшей деликатностью по отношению к городу. Город развивался веками и сформировал свои архитектурные принципы. А мы должны дать себе право “войти” в его развитие и направить его на будущие 15—20 лет. Так что успех на поприще градостроительства немыслим не только без профессионализма, но и без интуиции.

Справка “НГ”
Лариса Смирнова
После окончания Белорусского политехнического института начала работу в БелНИИП градостро-
ительства, где прошла ступени от архитектора до заместителя директора (эту должность занимает с 1996 года). Заслуженный архитектор Республики Беларусь. Лауреат премии Министерства архитектуры и строительства им.В.А.Короля. Член-корреспондент Белорусской академии архитектуры, почетный член Украинской академии архитектуры. Автор около сорока градостроительных проектов и научных работ. В их числе — генеральный план Витебска и проект регенерации его исторического центра, план реконструкции Свято-Успенского Жировичского монастыря, генплан города энергетиков — Островца.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter