«Застывшую музыку» заказывали?

Зодчие мечтают о дисциплине городского строительства
Зодчие мечтают о дисциплине городского строительства

Все познается в сравнении. Хотя едва ли финальная церемония VI Национального фестиваля архитектуры задумывалась в таком ключе, но сравнения здесь звучали постоянно из уст ведущих архитекторов России, Польши, Сербии и других стран, приглашенных в качестве гостей на мероприятия, посвященные 70–летнему юбилею образования Белорусского союза архитекторов. Гости не скрывали своего восторга от посещения небольших белорусских городов, от их облика и ухоженности. «Я вижу, что у вас к нашим комплиментам многие относятся скептически, но поверьте, это искренне, — сказал вице–президент Российской академии архитектуры и строительства Владимир Белоусов. — Ведь в России сегодня каждый день погибает памятник архитектуры, разрушается градостроительная политика...» Но белорусские архитекторы слишком хорошо знают свои проблемы, чтобы благостно почивать на лаврах. Им, в свою очередь, также есть с чем сравнивать.

Как известно, во время Великой Отечественной войны Минск был разрушен на 86 процентов, и всего за 7 лет город возродился, обзаведясь одним из красивейших проспектов в мире (ЮНЕСКО, кстати, уже принято решение о признании главного проспекта нашей столицы всемирным памятником архитектуры). Ветераны отечественного градостроительства вспоминают, что в советское время вопросы архитектуры обсуждались на уровне государственном, — например, Машеров участвовал во всех заседаниях архитектурного совета... Еще Ле Корбюзье замечал, что «нельзя строить города без дисциплины». По мнению члена–корреспондента Белорусской академии архитектуры Леонарда Москалевича, как раз этой дисциплины нам сегодня и не хватает. Современный ландшафт все чаще определяет не архитектор, а заказчик, проще говоря, тот, кто платит. В результате «застывшая музыка» иных строительных объектов создает откровенный диссонанс с другими городскими зданиями. Тем не менее конкурс среди желающих получить профессию архитектора сегодня достигает 5 человек на место. Правда, значительная часть выпускников позже предпочитает заниматься более востребованным по нынешним временам дизайном, еще часть уезжает на заработки (в основном в Россию). Но в большинстве своем молодые архитекторы возвращаются на родину, признавая, что шансов состояться в Беларуси сегодня все–таки больше.

— Что касается архитектуры, от советских «хрущобных» времен мы ушли однозначно, — считает архитектор Дмитрий Мерзляков. — И хотя Россию обогнали значительно (Москву я в расчет не беру), до Европы нам еще далеко. Пожалуй, строительство в Беларуси сегодня сравнимо с Польшей. Но Польша пока также не дотягивает до европейского уровня...

Реализованные проекты и эскизы зданий, предложенные на национальный конкурс архитектуры, поражают обилием стекла и бетона. Отметила я и изменившийся вид так называемых «спальных» районов будущего — с развитой инфраструктурой, сквериками во дворах и просторными квартирами. Площадь однокомнатного жилища в новостройках отнюдь не для тугих кошельков, например, уже не может быть меньше 40 квадратных метров, и в новых кухнях, в отличие от прежних «хрущоб», теперь запросто можно разойтись и двум хозяйкам... Здания будущего — это много, очень много простора и света. В полном соответствии с этим девизом Большой гран–при фестиваля достался зодчим нового спортивного манежа по проспекту Победителей, Малый гран–при — авторскому коллективу проекта административно–торгового комплекса на Немиге.

Симпатичных проектов новых агрогородков здесь, кстати, также было немало. В том, что они будут строиться, причем в самые кратчайшие сроки, у наших зодчих нет никаких сомнений. Опасаются они другого — сильно ли будут отличаться реализованные проекты от нарисованных? И мечтают вернуть дисциплину строительства городов...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter