Застройщиков избавят от волокиты

С 1 января 2007 года упрощается порядок изъятия и предоставления земельных участков Кто не получал земельный участок в большом городе или не пытался это сделать, тот и представить себе не может, какая это была трата времени и немалых денег, потраченных к тому же порой впустую. Потребовалось вмешательство Президента страны, который на днях подписал Указ № 671 “О некоторых особенностях порядка изъятия и предоставления земельных участков”, чтобы этот излишне забюрократизированный на практике процесс упростить. Разъяснить суть документа корреспондент “НГ” попросил заместителя председателя Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Андрея ГАЕВА.

— Вышеназванный указ был подготовлен по инициативе Мингорисполкома, и его действие распространяется только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые желают получить земельные участки в Минске и областных центрах для строительства капитальных строений, т.е. зданий и сооружений, — говорит Андрей Анатольевич. — Его появление вызвано тем, что в январе нынешнего года вышел Указ Президента Республики Беларусь № 58 “О некоторых вопросах изъятия и предоставления земельных участков”, а исполкомы крупных городов оказались неготовы реализовывать некоторые положения этого документа. Раньше ведь как было. Фирма или индивидуальный предприниматель оформляли права на земельный участок, а документы, позволяющие осуществлять на нем строительство, еще не были готовы. Процедура по оформлению, разработке, согласованию занимала до двух-двух с половиной лет. Теперь схема получения земельного участка выстроена не в последовательном, а в параллельном порядке. Иначе говоря, инвестор получил возможность готовить земельно-кадастровую документацию одновременно с подготовкой разрешительной документации на строительство. В указе № 671 заложен и принцип “одного окна”. Все, что государственный орган может сделать в интересах юридического лица или индивидуального предпринимателя, он это и будет делать — запрашивать необходимые документы, собирать подписи и т.д. В указе четко прописаны требования к работе комиссии по выбору земельного участка. Если раньше, скажем, акт выбора места размещения земельного участка утверждался решением исполкома, то сейчас — распоряжением его председателя, что также сокращает сроки оформления документов.
— Понятно, инвесторы сэкономят время, что в принципе выгодно и государству. Раньше начнут строительство какого-либо объекта, быстрее будет от него отдача.
— Не только. Возможность осуществления процедуры отвода земельного участка параллельно с подготовкой проектной документации на строительство позволит фирме или индивидуальному предпринимателю значительно снизить свои инвестиционные риски. В указе № 671 есть норма, согласно которой после утверждения акта и до принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка исполком не имеет права предоставить или согласовать его предоставление другому лицу.
— В документе идет речь и об аукционах?
— В тех случаях, когда надо предоставить земельный участок, а там расположены объекты, подлежащие сносу — жилые дома, принадлежащие гражданам на праве собственности, иные строения, предусмотрена возможность проведения исполкомами аукционов с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений. Их победителями будут признаны те инвесторы, которые предложат лучшие условия по срокам и способам сноса объекта, благоустройству прилегающей территории, размеру выплаты компенсации землепользователю и т.д. Если же речь идет о выделении земельных участков государственным органам и юридическим лицам для строительства многоквартирных жилых домов, кроме домов повышенной комфортности, и в некоторых других случаях, то проведение аукционов не требуется.
— В указе говорится не только о предоставлении земельных участков, но и об их изъятии...
— В Минске и областных центрах бесхозной земли нет, поэтому чтобы кому-то участок предоставить, его надо у кого-то изъять. Это мировая практика, когда речь идет о государственно-общественных нуждах. И землепользователи, как правило, не противятся. А владельцы частных домов зачастую даже рады, что их “дворцы” снесут, а взамен они получат благоустроенные квартиры и компенсацию за хозпостройки и зеленые насаждения. Кстати, землепользователь имеет право выразить свое отношение по поводу изъятия у него участка: согласен он или нет. Если согласен, то на каких условиях — перенести дом в другое место, получить квартиру или иное. Сейчас в свете указ № 671 готовится новый порядок определения убытков, связанных с изъятием и сносом расположенных на нем объектов недвижимости.
— А если человек “заартачится”, дескать, жил в своем доме, хочу и дальше в нем жить?
— Напомню, земли городов используются в соответствии с утвержденным генпланом. Им, к примеру, в столице предусмотрено строительство линии метро в район Юго-Запада. Пройдет она через Грушевку, занятую частным сектором. Неужели из-за того, что кто-то не захочет покидать насиженное место, город останется без самого удобного и быстрого вида общественного транспорта? Такого быть не может. Жители должны понимать, что они обязаны жить по законам города, который развивается в соответствии с утвержденным на долгосрочную перспективу генпланом. Он в Минске, к слову, утвержден до 2030 года. Поскольку в столице высокоплотная застройка и свободных участков практически нет, то в городскую черту включены уже и земли Минского района, которые со временем могут быть изъяты у землепользователей. Предусматривается генпланом развитие Минска, главным образом строительство жилья, и за счет частного жилого сектора. Ну а если кто-то откажется отдавать свой дом под снос, то его принудительно выселят, выплатив при этом положенную компенсацию.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter