Застава держала оборону. Ветеран войны пограничник Павел Федорович Китченко рассказал о сражении под Пинском.

Когда началась Великая Отечественная война, первыми, кто принял на себя немецкий удар, были пограничники. Среди них и 21-летний Павел Китченко, участник битвы под Пинском — одного из первых сражений на территории Беларуси.

Ворошиловский стрелок

Павел Федорович Китченко родился на Кубани в 1920 году. В девятнадцать лет на груди у него уже красовались значки “ГТО” и “Ворошиловский стрелок”, а потому и призвали шустрого, смышленого паренька в пограничные войска. После окончания курса подготовки осенью 1940 года продолжил молодой пограничник службу на 14-й заставе, которая проходила по реке Западный Буг, в качестве разведчика-кавалериста.
— Днем на границу выходило всего несколько нарядов, — вспоминает Павел Федорович. — Немцы несли службу немного небрежно, ходили вразвалочку. Даже их пограничный знак в отличие от нашего образцового столба был сделан из какого-то куска доски, прибитой к деревянному колу.

На провокации не поддаваться

Ситуация изменилась весной 1941 года. Но даже тогда, когда в июне земля буквально сотрясалась от грохота стягиваемой к границе немецкой техники, на рапорты начальника заставы вышестоящее командование с раздражением отвечало: “Ты что, газет не читаешь? Там черным по белому написано, что с Германией заключен пакт о ненападении. На провокации не поддаваться!”
В ночь на 22 июня Павел Китченко и один из его товарищей получили задание доставить пакет по указанному адресу. Выполнив задание, пограничники вернулись на заставу. Вдруг в воздухе как-то резко засвистело. А потом послышался грохот, и вокруг, вздымая фонтаны земли, стали рваться снаряды и мины.
— “В ружье!” никто не кричал, — вспоминает Павел Федорович. — На заставе и было всего пара-тройка человек, из тех, кто не заступил на охрану границы. Прибежал начальник заставы, открыл склад. Получив оружие и боеприпасы, личный состав заставы занял оборону на обрывистом берегу реки.
Пограничники не стреляли, выполняли приказ “не поддаваться на провокацию”, хотя уже было ясно, что это совсем не провокация, а самая настоящая война. И лишь когда фашисты пересекли условную середину реки, то есть фактически нарушили границу, мы расстреляли их из винтовок и пулеметов. Фашистам удалось прорваться на участке 15-й заставы, где берега реки были пологими, и обойти с фланга. Из 36 человек нас осталось меньше половины, были и раненые. Павел Федорович чудом уцелел: пуля прострелила фуражку. Уже потом он узнал, что на 15-й заставе погибли все...

Память на всю жизнь

— За всю войну пришлось повидать немало, поучаствовать в очень тяжелых, кровопролитных боях. Но этот первый день войны запомнился до мельчайших подробностей и его мне не забыть никогда, — говорит Павел Федорович.
За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, и за трудовые успехи Павел Федорович Китченко награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью “За отвагу”, двумя медалями “За боевые заслуги”, медалями “За взятие Кенигсберга”, “За взятие Берлина”, “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.” и многими другими знаками отличия.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter