Заслуженный учитель Беларуси рассказала, какие темы повторить перед ЦЭ и как настроиться на экзамен морально

Школьники в напряжении и волнении – уже 27 мая пройдут первые ЦЭ и ЦТ по предмету на выбор. Когда лучше всего начинать подготовку к экзаменам, о каких подводных камнях централизованного тестирования надо быть в курсе, какие темы повторить в первую очередь – обсуждаем тему с учителем русского языка и литературы Сновской средней школы Несвижского района, обладателем медали Франциска Скорины, заслуженного учителя Беларуси Инной Винник.

Фото из архива Инны Винник

– Когда в идеале начинать подготовку к ЦЭ и ЦТ? 

– О необходимости постоянной подготовки к ЦТ (а теперь и к ЦЭ) говорю своим ученикам, как только они приходят ко мне в 5-й класс. У нас в школе очень большое внимание уделяется преемственности, поэтому гарантия того, что мои нынешние шестиклассники будут со мной до 9-го или до 11-го класса, составляет более 90%. Подготовка к выпускному экзамену начинается задолго до него, даже задолго до 5-го класса. Огромную роль играет то, как было организовано обучение в начальных классах. 

Мотивация, трудолюбие, усидчивость, умение учиться, самоорганизация – это очень важные качества, которые практически невозможно сформировать без участия семьи. Поэтому подготовка к экзамену – это постоянная работа с родителями. 

В 9-м классе можно говорить об относительной завершенности содержания языкового образования: пройдены все основные разделы языкознания, выучены сотни словарных слов. В 10-м и 11-м классах начинается углубленное повторение. Программа по русскому языку с 5-го по 9-й класс – это 418 уроков. Даже если исключить письменные работы, все равно догнать, если нерадиво учился, физически сложно. Однако усердие способно творить чудеса. Если повезло изучать язык в 10–11-м классе на повышенном уровне, будет легче: уроки языка в два раза чаще, чем в базовом классе. В этом случае можно основательно подготовиться и за два года.

– Выработали ли вы собственную систему подготовки ученика?

– Долгое время детский сад в Снове и наша школа были белорусскоязычными, поэтому в 10–11-х классах сформировалась традиция изучения белорусского языка на повышенном уровне. Большинство учащихся сдавали ЦТ по белорусскому языку. Русский язык выбирали в основном ученики, принимавшие участие в олимпиадах и конкурсах исследовательских работ в секциях «Лингвистика» и «Литературоведение». Поэтому их подготовка за рамками урока носила практически индивидуальный характер и велась системно с 5-го по 11-й класс. Три года назад у нас был первый выпуск русскоязычного класса, и у меня два года подряд были профильные группы с изучением русского языка на повышенном уровне. 

В 10-м и 11-м классах учебный год я начинаю с входного контроля (учащиеся выполняют тест ЦТ), фиксирую, какие разделы, темы требуют фронтального повторения, какие – индивидуального. В 10-м классе на поддерживающих занятиях повторяем синтаксис и пунктуацию, так как эти разделы на уроках встретятся в 11-м классе. На следующий год за рамками урока повторяем то, что изучали в 10-м классе. У каждого учащегося есть лист самоконтроля на год, в котором он отмечает знаками, какая тема и в какой степени усвоена, делает пометки, к чему еще следует вернуться. 

В этом году работаю в классе, где на повышенном уровне изучается белорусский язык и почти все учащиеся выбрали его для экзамена. Поэтому ни один урок русского языка не провожу без опоры на белорусский и межъязыкового сопоставления. Тому, кто хорошо владеет обоими языками, советую выбирать белорусский: количество орфограмм, требующих изучения, в несколько раз меньше. 

С теми, кто выбрал русский язык, много занимаюсь дополнительно, провожу консультации, подбираю дидактический и диагностический материал. Делая самостоятельно комплексные тесты к нашей очередной встрече, учащийся должен не просто выбрать ответ, но и сделать рядом с каждой строчкой пометки-объяснения, по которым я смогу понять его выбор даже без устного комментария. Когда выполняем тесты сообща, самый частый мой вопрос: «Почему?» Лет 10 назад вместе с творческой группой Минской области мы создали программный продукт «Русский язык. Обобщение и систематизация», в который вошли тесты по всем основным темам. Он может быть установлен на персональных компьютерах, я его использую еженедельно и в индивидуальной, и в групповой подготовке. Тесты не потеряли своей актуальности, они сложнее, чем тесты ЦЭ, но ставить планку повыше совсем неплохо.

Пару лет назад мы с другими педагогами создали тесты по орфографии и морфологии «И учусь, и обучаю» на платформе, которая позволяет учителю их редактировать, изменять количество предлагаемых заданий и вариантов ответа, видеть индивидуальную и фронтальную статистику результатов. Использовала эти тесты на уроках в профильных группах, сейчас предлагаю для самостоятельной отработки навыка всем учащимся. Была проделана огромная работа, и этот электронный продукт стал хорошим подспорьем для подготовки к экзамену: кроме основных орфограмм там собрано около трех тысяч словарных слов (в этом его уникальность, подобных ресурсов нет). Ссылка на продукт есть на сайте Минского областного института развития образования.

Использую, как и все учителя, возможности этимологии, мнемоники, визуализации. С учениками создали комплекты с пиктографиксацией («ошибкоопасное» место в слове заменено картинкой) и колоризацией (часть букв в слове выделена цветом, например, в слове сувенир – «у вени», получается: у Вени сувенир; так легче запомнить, что непроверяемая гласная – е). Картинки из комплектов вывешиваю на стендах в классе, приношу на уроки для повторения.

И, конечно, как у каждого учителя, у меня есть свой арсенал раздаточного материала, различных лайфхаков, «запоминалок», помогающих мне в работе.

–Допустим, ученику не повезло с учителем, нет возможности взять репетитора. Как выстроить в голове систему и на что обращать внимание?

– Я не сотрудничаю с рекламодателями, но могу посоветовать, что выбрать в огромном потоке литературы, кроме сборников тестов прошлых лет. Ребёнку не надо выстраивать в голове систему, её выстроили за него и для него специалисты. «Подготовка к ЦЭ за 60 уроков» – издания такого рода помогут и теорию повторить, и практикой заняться. Удобно: можно работать карандашом, потом стереть и ещё раз проходить. Содержание книги – это своеобразный план подготовки. Все тесты строятся на основе учебных пособий, по которым дети учились с 5 по 11 класс. Поэтому советую повторять именно по ним, не пропуская мест, выделенных цветом и особым шрифтом. Советую определить какую-то норму в день и повторять словарные слова, изучать толковые и другие словари в конце учебника.

 – Подводные камни ЦЭ. По вашему опыту, где ученики чаще ошибаются?

– Чаще всего «западают» темы, которые изучали в 7 классе. Во-первых, это период пика проблем подросткового периода, когда общение со сверстниками – ведущий мотив любой деятельности учащихся, и мотивация к учёбе снижается. Во-вторых, недостаточно двух часов в неделю (а если отнять письменные работы, то и того меньше) для изучения глагола и его форм, всех служебных частей речи. Кроме того, морфология не пунктуация, здесь очень многое отличается в русском и белорусском языках. Когда веду курсы для учителей, слышу от коллег, что именно в этот период снижается уровень грамотности и – как следствие – мотивации к учёбе. Учителя много говорят и пишут о необходимости вернуть нам третий час в неделю в 7 классе, я присоединяюсь к ним и говорю сейчас об этом в надежде, что критическая масса нарастёт, и нам вернут то, что было когда-то. 

По-прежнему большинство ошибок связано с написанием одной двух «н» в различных частях речи, особенно в причастиях. Это очень сложная тема, как задача в несколько действий, со множеством исключений и всяких «но», однако в 7 классе сложно «выкроить» дополнительный час для её изучения. Сложность вызывает написание производных предлогов, слитное и раздельное написание наречий. 

Вызывают затруднения у учащихся темы, связанные с соотнесением слов с их лексическими значениями. Ученику сложно быть успешным и на олимпиаде по русскому языку и литературе, и на экзамене по русскому языку, если он игнорировал уроки истории, обществоведения, русской литературы и белорусского языка… Знание этих предметов и многих других, общая начитанность помогут на ЦЭ. 

Часто ученики ошибаются в заданиях, связанных с морфемным членением слов (один суффикс в слове или несколько?). Здесь ученику необходима внимательность, хороший словарный запас, чтобы подобрать однокоренные слова и нужные именно в этой ситуации формы слова.

– Ученик спохватился, что скоро экзамен, что ему делать? Какие темы пройти в первую очередь?

– Советую провести самодиагностику: сделать несколько тестов ЦЭ/ЦТ, чтобы понять «слабые» места. Нужно повторить части речи, научиться их различать, чтобы применять нужное правило (например, слитное и раздельное написание «не» с разными частями речи). Словарные слова – важная составляющая успеха. Корни с чередованием часто встречаются. Повторяйте подлежащее и сказуемое, способы их выражения: это поможет расставить знаки. Возьмите сборник прошлых лет и сделайте сразу первые задания во всех вариантах, затем все вторые и т.д. Возьмите любое пособие и изучите систему языка: какие есть разделы, подразделы, темы. Набивайте руку, делайте много тестов: языку нужна практика.

– Моральные установки – как настраиваете учеников перед экзаменом.

– Прошу учеников думать. Многое в языке закономерно, поэтому важно помнить об этих связях и стремиться находить их. Кто-то вспомнит, что правописание слова «ещё» необходимо было запомнить, а кто-то определит, что в нём и нет орфограммы «Гласные о-е в суффиксах наречий», так как нет суффикса, кто-то сопоставит с белорусским «яшчэ», и это тоже поможет выбрать ё, а не о.

Прошу учащихся не поддаваться эффекту толпы: вдруг на испытании многие начинают сдавать работы и уходить, но это не значит, что все они уже отлично справились. Прошу не останавливаться на показавшемся трудным задании, а делать остальные, в которых уверен, а к трудному вернуться позже. 

Говорю своим ученикам о том, что, конечно, в заданиях есть ловушки, позволяющие проверить глубину усвоения правил и их нюансов, но не надо думать, что в каждом есть подвох.

Прошу не тратить силы на волнение, а побыстрее погрузиться в процесс выполнения. Прошу внимательно и многократно проверять выбранные ответы. Экзамен по языкам сложен наличием нескольких вариантов ответа в части А, и частично правильный ответ будет засчитан в случае только одной ошибки.

Прошу верить в себя, в то, что сработает закон диалектики – переход количественных изменений в качественные (говорю об этом проще, конечно).

– Три критерия успеха на ЦЭ. Ваше мнение.

– Первый критерий – желание ученика быть успешным и готовность работать над этим. Если ученик не хочет прикладывать усилия, ему не сможет помочь ни самый талантливый учитель, ни самый дорогостоящий репетитор. Учитель может показать, как рационально распределить время, как легче запомнить то или иное правило, но выучить правило ученику придётся самому.

Есть афоризм, который приписывают разным авторам: «Гений – это один процент таланта и 99 процентов пота». Поэтому второй критерий – трудолюбие. Оно формируется не вдруг, и это трудолюбие в самом широком смысле: и кропотливое повторение теории, и отработка навыка, и внимательная работа над каждой ошибкой в сочинении, диктанте, изложении, любой обучающей работе. Это умение выходить за рамки учебного и дополнительного занятия: сомнения в постановке того или иного знака препинания, в правильности оборота речи при чтении рекламных листовок, постов в мессенджерах. Скажем, готовится учащийся к уроку литературы (и белорусской в том числе), читает произведение и задумывается: это же авторский знак, по правилу ведь надо двоеточие, а не тире? Замечательно: это же и есть та функциональная грамотность, к которой мы стремимся. Говорят, самое лучшее недовольство – недовольство самим собой. В этом смысле трудолюбие распространяется и на постоянную работу над собой, над своими качествами, которые помогут прийти к успеху. 

Третий критерий банален, но был сформулирован ещё в далёкой древности нашими мудрыми предками: «Повторенье – мать ученья». Одна талантливая девочка из нашего района, сейчас уже дипломированный врач, при поступлении набравшая 398 баллов, так рассказывала о своей системе: «Если мне задан шестой параграф по какому-то предмету, то я повторю предыдущие пять и загляну в седьмой, восьмой, девятый… чтобы увидеть всё в системе». Отрывочные, фрагментарные знания не приведут к вершинам. Одна моя ученица, которая поступала в лингвистический университет, когда были обычные вступительные экзамены, определила время, которое она должна посвящать подготовке к поступлению ежедневно, и не отступала от него «ни 31 декабря, ни 8 марта». Если что-то всё же нарушало её планы, то она, как преподаватель у студента, требовала «отработки» у самой себя. Надо ли говорить, что экзамены она сдала успешно и поступила, куда мечтала.

– Что вы хотели бы изменить в организации экзамена?

– От имени очень многих учителей я попросила бы разрешить учащимся использовать бланк с заданиями как черновик, чтобы выпускники могли расставить знаки, выделить морфемы, вставить буквы, подчеркнуть необходимые члены предложения. Это очень важно, не вижу объективных причин для запрета. Я уверена: если провести такой эксперимент на РЭ, мы увидим более высокие результаты. Это позволит снизить уровень тревожности учащихся в таком важном судьбоносном испытании.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter