«Зашла» я как-то в виртуальную «лавочку»… Плюсы и минусы Интернет-магазинов

Один Новый год в моей семье чуть было не провалился. Случилось это лет пятнадцать назад. в тот самый день, 31 декабря, главная Снегурочка (и по «совместительству» — мама) с утра поехала в город за мандаринами, внезапно появившимися в продаже. Ближе к вечеру я, моя младшая сестренка и папа начали волноваться: от добытчицы – ни слуху ни духу, в то время как на столе одиноко стояли еще вчера приготовленная «шуба» и «оливье». Мама позвонила в шесть часов и сообщила, что сейчас она в ЦУМе и твердо намерена дождаться своей очереди за зимними сапогами. Вернулась кормилица ближе к девяти с заветной картонкой в руках и, естественно, без долгожданных цитрусовых…
Этот случай для советских времен, конечно же, не исключение: чернильные номерки на ладонях, бесконечные живые «змейки» за индийским чаем, туалетной бумагой и кроссовками – обязательные атрибуты восьмидесятых и начала девяностых, потихоньку исчезнувшие из нашей жизни. Ныне процесс продажи и, следовательно, покупки предельно упростился: очереди за чем бы то ни было — редкость. Более того, приобрести необходимый продукт теперь можно, буквально не вставая с любимого кресла. Правда, для этого необходимы компьютер и, конечно же, Интернет, в белорусской версии которого, по меньшей мере, восемь лет назад появились первые виртуальные магазины. И если поначалу в режиме онлайн можно было купить практически одну бытовую технику, то теперь — и автокосметику, и детское питание, и цветы, и одежду, и книги, и мебель, и… В общем, практически все. К слову, почти половина жителей США предпочитает «ходить» именно в онлайновые универсамы, наши же граждане к столь нетрадиционному способу шопинга пока относятся с прохладцей. По данным Независимого института социально-экономических и политических исследований на апрель 2003 года, только 1,8 процента опрашиваемых назвали основной целью своего выхода в сеть — приобретение товаров в виртуальных магазинах. И правда, зачем отправляться в Интернет, если преспокойно можно воспользоваться услугами магазина за углом? Но ведь в ближайшей торговой точке необходимой вещи может не оказаться. В ее поисках вам придется намотать не один круг, да и далеко не каждый продавец в состоянии предельно точно описать все достоинства и уж тем более недостатки своего товара. И, безусловно, виртуальные «лавочки» – неплохой выход для занятых людей: «зайти» сюда можно в любое время суток, не выходя из дома или офиса, причем займет процесс покупки несколько минут. Итак, среднестатистический Интернет-магазин — это сайт, содержащий каталог товаров с перечислением их свойств, характеристик, изображений и, конечно же, цен. Покупатель формирует свою корзину и высылает заявку по электронной почте, после подтверждения заказа уточняет, когда и как ему удобнее получить покупку (обычно предпочитается доставка курьером и оплата наличными). Выбор необходимой модели в Интернет-магазине также весьма упрощен. Например, вы решили приобрести утюг и никак не можете определиться, какой именно из них купить. В обычном магазине вам пришлось бы сравнивать параметры десятка моделей, вчитываться в ценники, запоминать характеристики и названия. Безусловно, на помощь вам в этом нелегком деле вполне мог бы прийти продавец, но в большинстве случаев свободное время его ограничено, и далеко не факт, что расскажет он все, что вы хотели бы знать. В Интернет-магазине процесс этот выглядит несколько по-другому: ассортимент здесь шире, так как не ограничен площадью зала, просмотр товаров прост и удобен – можно одновременно сравнивать параметры десятков моделей (согласитесь, редкий продавец может запомнить столько информации). Что немаловажно, на сайте вы можете узнать рейтинг популярности выбранного утюга, его оценку покупателями. Как правило, пользователям предлагается и телефонная консультация. Еще один несомненный плюс Интернет-магазинов – более низкие цены. Объясняется это просто: за аренду виртуальным универмагам платить не нужно, создание сайта намного дешевле, чем строительство здания (не говоря уж о затратах на закупку необходимого оборудования), обслуживающего персонала требуется меньше, чем в реальной торговой точке. Отсюда – снижение стоимости и возможность бесплатной доставки. А вот один из существенных минусов Интернет-магазинов – невозможность потрогать выбранные вещи. Сетуют завсегдатаи сети на скорость доставки и подмену товара. К слову, гарантию на продукт, приобретенный в виртуальных универмагах, конечно же, выдают, но при этом стоит помнить, что юридически продавцом является не Интернет-магазин, а его владелец (конкретный индивидуальный предприниматель или фирма), гарантийные талоны должны выдаваться от его имени. Успешнее же всего в сети продаются книги и компакт-диски, что, впрочем, вполне объяснимо: для покупки и печатной, и аудиопродукции достаточно рецензии, кроме того, товары эти недорогие, поэтому покупатель не сильно рискует, если приобретенный продукт не оправдает возложенных на него надежд. Между тем оборот рынка электронной коммерции в России, по подсчетам специалистов, составил в прошлом году триста миллионов долларов. При этом из семи миллионов всех пользователей российской сети треть – либо постоянные клиенты онлайн-магазинов, либо пользуются Интернетом при выборе товара.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter