В условиях санкционного давления необходимо уделять особое внимание юридической стороне заключаемых сделок

Защитить свои интересы и сохранить репутацию

Санкции, ограничения ударили не только по белорусским и российским субъектам хозяйствования. Стремительные западные рестрикции перевернули весь глобальный деловой мир с ног на голову. И сегодня немало и наших, и западных компаний не знают, как исполнить и завершить уже заключенные сделки. Причины сложностей могут быть самыми разными: логистический коллапс, проблемы с международными расчетами, прямые или косвенные санкции… В этой ситуации огромное значение приобретает юридическая сторона договорных отношений. И, как советуют специалисты, если возникли сложные обстоятельства с международными контрактами (а такое сейчас случается сплошь и рядом), не стоит паниковать, объявлять форс-мажор и не исполнять под этим благовидным предлогом сделку. Необходимо внимательно проанализировать условия контракта. И нередко слабая позиция при ближайшем рассмотрении является сильной.

коллаж любови царюк

Подвохи форс-мажора

«К нам обращаются предприятия по вопросам, связанным с исполнением внешнеторговых контрактов», — говорит начальник юридического управления Белорусской торгово-промышленной палаты Виталий Вабищевич. Одна из причин обращений — подтверждение обстоятельств непреодолимой силы. С начала года в БелТПП поступило 130 пакетов документов. По ним уже выдано 47 заключений.

По мнению Виталия Вабищевича, не стоит торопиться отказываться от исполнения обязательств через механизм форс-мажора. Необходимо проанализировать все имеющиеся правовые пути решения проблем. Тем более в ряде случаев у белорусских компаний вместо слабой юридической позиции оказывается сильная.

Например, обращается в БелТПП наша компания: из-за санкций не может осуществить платеж западному партнеру. Зарубежные контрагенты начинают предъявлять претензии. «Но когда начинаем анализировать контракты, видим: по условиям договора белорусская компания исполнила свои обязательства, когда средства были списаны с ее счета в банке», — объясняет Виталий Вабищевич. Соответственно, белорусское предприятие является добросовестным партнером. «А если до иностранного контрагента не доходят средства, то это не наша, а его проблема», — утверждает Виталий Вабищевич.

Если белорусская компания не может выполнить свои обязательства из-за западных санкций, то это форс-мажор в первую очередь не для наших субъектов хозяйствования, а для зарубежных фирм, правительства которых, введя рестрикции, сбили их рабочий ритм. «К сожалению, нередко дело даже не в санкциях, а в желании иностранных контрагентов под их прикрытием освободиться от обязательств», — констатирует специалист. И одна из задач юристов — четко разобраться, подпадает ли под санкции конкретный, например, станок с ЧПУ (или другой товар), либо же нежелание выполнять контракт — недобросовестное поведение зарубежной фирмы. Такое сегодня, увы, тоже нередко случается.

Или еще один пример. Западный поставщик медицинского оборудования ссылается на санкции, утверждая, что не может из-за них осуществить поставку, и требует от белорусского партнера расторгнуть договор и покрыть все расходы. «Но когда анализируем контракты, видим: зарубежная компания не может в соответствии с условиями контракта ссылаться на форс-мажор», — говорит Виталий Вабищевич. В таком случае сильная позиция — у белорусской компании.

В поиске сильной позиции

«Многие проблемы необходимо решать не через форс-мажор, а путем поиска сильных юридических позиций и выгодных для белорусского субъекта решений», — считает специалист. БелТПП запустила горячую линию, чтобы оперативно консультировать наши предприятия. Также создана информационная платформа «proБИЗНЕС в условиях санкций». На ней аккумулированы в единую базу данных все санкции и ограничения, которые введены против Беларуси, со ссылками на все юридические нормы и официальные документы. Уже в первые дни работы данной информационной платформы зафиксировано около 15 тысяч обращений к ней.

«Хотел бы обратить внимание, что в некоторых исполкомах, к сожалению, спала напряженность в отношении исков инвесторов в ICSID (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров)», — говорит директор юридической компании ООО «Арцингер и партнеры» Сергей Машонский. Он отметил, что в своей практике приходилось сталкиваться с разбирательствами в рамках этой организации, и они не самые приятные. Поэтому до такого разрешения споров лучше не доводить.

Но сегодня некоторые полагают: чего бояться в нынешней ситуации? Нас и так давят санкциями со всех сторон. Стоит ли в такой обстановке обращать внимание на какие-то жалобы в международные организации, которые стараются «ужалить» страну побольнее? Но на деле все выглядит не так просто.

Конфликты, санкции, противостояния приходят и уходят. А слово купеческое (в данном случае метафора условна) ценилось всегда. И терять лицо честного и добропорядочного партнера не стоит даже в этой сложной ситуации. Тем более рано или поздно острая фаза конфликта Восток — Запад закончится. Произойдет разрядка, будут налаживаться коммерческие связи. И важно, чтобы у делового мира (он далеко не всегда разделяет взгляды своих политиков) не осталось осадка.

С прицелом на дружественную территорию

Сергей Машонский уверен: сейчас особенно пристально надо относиться к проработке инвестиционных договоров, просчитывать все риски наперед. И привел пример из своей практики: крупный иностранный инвестор предлагал реализовать длинный, многогранный проект. Еще в доковидные времена, когда в экономике все было хорошо и никаких санкций не было. Но инвестор настаивал на пункте в договоре, который бы освобождал его от любых обязательств, если будут введены какие-либо рестрикции. «Тогда мы посоветовали местным органам власти не подписывать этот договор, — говорит юрист. — И он не был подписан. И оказалось, что решение было правильным. Могло получиться, что деньги ушли, а мы не получили никакого результата, и инвестор при этом не несет никакой ответственности».

Солидарен с коллегой и Виталий Вабищевич. Он советует при заключении контрактов настаивать, чтобы было четко прописано: любые споры разрешаются в судебном или арбитражном порядке в Беларуси. Если партнер настаивает на юрисдикции недружественных государств, стоит просчитывать все риски, вплоть до отказа заключать такие договоры. «При сложившейся ситуации выиграть дело, а тем более обеспечить выполнение судебных решений будет практически невозможно», — констатирует Виталий Вабищевич.

Непростая внешняя ситуация требует юридической осмотрительности. Чтобы и защитить свои интересы, и сохранить репутацию. Она, кстати, у наших компаний далеко не самая плохая.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter