Защитить недостаточно. Нужно воспитать

На какой «ступени эволюции» находится отечественный потребитель?

На какой «ступени эволюции» находится отечественный потребитель?

В конце прошлого года общественное движение защиты прав потребителей отметило свое двадцатилетие. Начало ему было положено созданием общественного объединения «Белорусское общество защиты потребителей». В связи с юбилеем мы побеседовали с его председателем Анной Сушей, которая работает в БОЗП уже 15 лет, а его руководителем является с 2003 года.

— Анна Владимировна, в такой юбилей принято говорить о достижениях.

— Всего у нас создано около 46 областных, городских и районных структур. Больше всего их работает в Минской и Могилевской областях, меньше всего — на Гомельщине. Однако наибольших успехов достигли Могилевское, Гомельское и Гродненское городские объединения.

За год в ОО «БОЗП» и организационные структуры за помощью обращаются около 30 тысяч потребителей, включая «горячую линию» в Минске. К примеру, за 2008 год потребителям возмещено материального ущерба и морального вреда на сумму свыше 1 миллиарда 255 миллионов рублей. По инициативе БОЗП и его организационных структур по выигранным судебным тяжбам пополнены госбюджеты на 163,4 миллиона в регионах и почти на 127 миллионов в Минске.

— Государство тоже стоит на защите прав потребителя. Мне кажется, две формы защиты органично помогают и дополняют друг друга.

— Безусловно. Мы реально снимаем нагрузку на государственные органы власти по рассмотрению жалоб, оказывая помощь в защите прав и интересов малообеспеченных потребителей. Наша организация с самого начала своей деятельности работает по принципу одного окна. Потребителю достаточно обратиться к нам, и сбором всех недостающих документов, урегулированием спора до суда и подготовкой судебных документов и представлением интересов потребителя в суде занимается БОЗП, в котором работают профессиональные юристы, имеющие высшее юридическое образование.

За это время у нас сложилось деловое и доверительное сотрудничество с государственными органами, в первую очередь с министерствами торговли, жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения и Госстандартом Беларуси. Неплохо взаимодействует ОО «БОЗП» с организациями, продвигающими идеи устойчивого развития и потребления, многими СМИ.

— Какие важнейшие последние события в вашей сфере вы могли бы отметить?

— Без сомнений, принятие двух важных республиканских законодательных актов в начале прошлого года. Это вступление в силу третьей редакции Закона о защите прав потребителей и аналогичного документа в жилищно-коммунальной сфере. Они не только закрепили права потребителей, но и обозначили взаимную ответственность и обязательства двух сторон в ЖКХ.

— Есть ли проблемы в прокурорском надзоре за исполнением законодательства в вашей сфере? По лестному высказыванию прокурора отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Генеральной прокуратуры Юрия Карпицкого, потребительские организации в значительной мере забирают у них работу.

— Они, конечно, без работы не останутся. Знаю, что прокуратура была вынуждена даже защищать нарушенные права граждан в жилищно-коммунальной отрасли, когда некоторые ЖЭСы ранее неправомерно отключали тепло, газ и свет у неплательщиков. После сделанных предупреждений уже два года мы не слышали о подобных нарушениях законодательства. В этом году прокуроры разбирались с нарушениями в производстве так называемых имитированных пищевых продуктов – крабовых палочек известных в стране ООО. Но здесь вопрос в несовершенстве наших технических регламентов – дело за Госстандартом. Частично были взысканы средства с операторов сотовой связи в пользу потребителей при несоблюдении правил при проведении рекламных игр, от чего чаще всего страдают дети и пенсионеры…

— Знаю, что ваша организация — член Всемирной организации потребителей и международной конфедерации обществ потребителей стран СНГ (КонфОП), вы сотрудничаете с подобными организациями Российской Федерации, Казахстана, Литвы, других стран. Чем международный опыт отличается от нашего?

— На конференции по актуальным проблемам защиты прав потребителей в Беларуси, которую мы организовали к юбилею, об особенностях развития нашего движения в странах СНГ говорил председатель Координационного совета КонфОП Валерий Петропавловский. Практически везде существуют общие нерешенные проблемы с финансированием, учебой, статусом, методами работы, более четким распределением обязанностей между государственной и общественной защитой и другие. Почти нигде не решены вопросы по источникам финансирования. Как показывает мировая практика, прежде всего это опыт США и Германии, решить многие вопросы можно через выпуск хороших иллюстрированных журналов, где на примерах законодательства показывается защита прав потребителей не только в торговле, но и в финансовой и банковской сферах, кредитовании, страховании, стандартизации, проведении экспертиз и испытаний продуктов и товаров.

— Но зарубежная практика показывает, что защита прав потребителей прошла три стадии. На какой из них находимся мы?

— Процесс «чисто защита» мы прошли. Сейчас занимаемся информированием, просвещением, образованием потребителей. И в стратегии развития организации — воспитание ответственного потребителя. У потребителя ведь есть не только права, но и обязанности.

Если мы хотим жить в обществе устойчивого развития и устойчивого потребления, то следует учить потребителя вырабатывать определенный стиль жизни, когда человек стремится приобретать только качественный товар и знает, где это можно сделать.

---------------------------------------

Кстати

Абсолютное большинство (83 процента) исков по защите прав потребителей, поданных в суды, заявляли именно общественные объединения, 12 процентов — сами потребители, 3 — адвокаты и 2 — госорганы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter