Сегодня в мире под благозвучными словами «свобода», «демократия», «права человека», «право выбора», «свобода слова» коллективный Запад продвигает свои хищнические и имперско-колониальные интересы. Беларусь на себе ощутила колониальную фашиствующую демократию. В этой связи весьма актуальным выглядит вопрос о введении должности уполномоченного по правам человека. Пришло время защитить граждан Беларуси от нацистских ценностей, расизма, лицемерия и антинравственности коллективного Запада и в соответствии с историческими традициями выработать национальную модель ценностной ориентации свобод граждан.
Никто не сможет оспорить тот факт, что Президент всегда на первое место в своей деятельности ставил вопросы прав человека — право на достойную жизнь и труд, на социальную защищенность и безусловную безопасность, а также на вероисповедание, свободу передвижения, право выбора (образование, место проживания и т.д.).
Но главное — Александр Лукашенко защитил право граждан Беларуси жить в независимом государстве.Политические права граждан должны согласовываться с Конституцией Республики Беларусь и национальным законодательством. Квинтэссенцией всех прав и свобод белорусского гражданина стало право выбора как демократической процедуры при принятии политико-стратегических решений. Достаточно вспомнить проведение референдумов 1995, 1996, 2004 годов. К слову, Беларусь одна из немногих стран мира, которая на заре своего государственного строительства судьбоносные решения принимала, советуясь со своими гражданами, начиная с государственной символики и заканчивая системой государственного управления. Всебелорусское народное собрание также стало примером демократического диалога и участия граждан в решении государственных задач.
Понятно, что при реализации гражданского выбора всегда будут возникать вопросы, связанные прежде всего с интерпретацией прав и свобод. На примере западных стран мы видим, как часто искажаются и гипертрофированно преподносятся основополагающие принципы жизни человека. Популизм, политиканство, эмоциональность, ангажированность здесь неприемлемы.
Государственность, патриотизм, широкий кругозор, порядочность, основательность суждений, стойкость и безупречность моральных качеств должны быть присущи человеку, наделенному правом осуществлять функции в сфере реализации и защиты прав и свобод граждан. Отсюда вытекает и особый статус уполномоченного по правам человека, и ключевые требования к нему.
Введение в архитектуру госуправления уполномоченного по правам человека — это не вынужденная мера и не дань моде. Это вызревшее решение укрепить государственное строительство как стратегический потенциал белорусской модели развития. Важно, чтобы граждане сами были готовы к восприятию и осознанию наличия универсального и уникального механизма для повышения своей правовой культуры, гражданского самосознания и ответственности перед собой, обществом и государством.
Николай ЩЁКИН, зав. отделом социологии государственного управления Института социологии Национальной академии наук, кандидат философских наук.