Защита прав человека — закон нашего века

На  вопросы  читателей  «Р»  отвечает  министр  юстиции  Республики  Беларусь  Виктор Голованов

На  вопросы  читателей  «Р»  отвечает  министр  юстиции  Республики  Беларусь  Виктор  ГОЛОВАНОВ

Не будет преувеличением сказать, что права  и свободы граждан являются высшей социальной ценностью, законом нашего века.  Именно  защита конституционных прав и свобод — приоритетное  направление деятельности Министерства юстиции Республики Беларусь. С учетом их соблюдения оно координирует и направляет деятельность общих судов, нотариата, отделов ЗАГС, адвокатуры и архивов. То есть тех органов, с которыми гражданам приходится иметь дело в радости и печали, в самые памятные в их судьбе дни. Кроме того, Министерство юстиции регистрирует общественно-политические объединения, профсоюзы, политические партии, фонды, ведет Единый регистр предприятий и юридических лиц, осуществляет лицензирование риелторской деятельности, международно-правовое сотрудничество, руководит архивной службой. 

Направлений деятельности очень много. Накануне и в ходе проведения «прямой линии» с министром юстиции  Виктором Головановым читатели «Р» по своей инициативе расширили круг адресуемых Виктору Григорьевичу вопросов. Их оказалось сотни: и простых, и самых заковыристых, сложных, ответы на которые требуют немало времени и сил. 

Когда подошло объявленное заранее время начала «прямой линии», Виктор Голованов находился еще в парламенте, где в тот день докладывал депутатам Палаты представителей по одному из вынесенных на повестку дня вопросов. Поэтому минут десять его функции пришлось выполнять заместителю министра Александру Симонову. Александр Анатольевич вник в судебные перипетии дела, о котором рассказала жительница Орши Лидия Шерферева, выяснил претензии бывшего работника лесхоза из Петрикова Василия Жуковского, разобрался в сложной ситуации, сложившейся после покупки квартиры Лилией Веремей из Молодечно. А тут и министр подоспел. И весь телефонный  шквал и накал  принял на себя. 

Жилищные  перипетии

— Добрый день! Это Виктор Григорьевич? 

— Да, я. А кто звонит? Представьтесь, пожалуйста. 

— Это Кришнев Иван Дмитриевич. Я инвалид-чернобылец, проживаю в Минске. В 1999 году, 13 мая, мне, как и другим чернобыльцам, была выделена квартира. Позже подал заявление на ее приватизацию. Сделал все необходимое, осталось только в БТИ зарегистрировать да еще, как мне сказали, зарегистрировать договор на техобслуживание. Прихожу в исполком, и здесь мне сообщают: «Ваше жилье ввели как социальное. Значит, нельзя приватизировать». 

— Но исполком должен был сначала ввести  социальное жилье, а потом квартиру выделить. 

— У меня получилось иначе. Во многие инстанции я обращался. Хотел, чтобы изучением моей ситуации занялся Конституционный суд. Но мне сказали, что по обращениям граждан он дел не рассматривает. 

— Если понадобится, Иван Дмитриевич, мы, руководители министерства, обратимся куда следует. А вас попрошу связаться с главным специалистом министерства Татьяной Александровной Воронцовой и передать ей все документы. Постараемся вам помочь. 

— До свидания. Спасибо большое, Виктор Григорьевич. 

Когда собеседник положил трубку, Голованов дал поручение Воронцовой: «Татьяна Александровна! Внимательно изучите ситуацию и подготовьте запрос в прокуратуру города. Пусть она опротестует решение органа местной власти. Потом мне доложите». 

— Здравствуйте, Виктор Григорьевич! — раздается по громкоговорящей связи голос новой собеседницы министра — Валентины Терещенко. – Я очень хотела бы (если это, конечно, возможно) попасть к вам на прием. У меня два жизненно важных для меня вопроса – квартирный и земельный. Чтобы поведать о них, потребуется немало времени. А к вам, Виктор Григорьевич, сегодня хотят дозвониться многие читатели газеты «Рэспубліка». Не хочу забирать у них драгоценное время. Так могу я попасть к вам на прием? 

— Подождите минутку, Валентина Демьяновна, — Голованов открывает свой еженедельник, изучает записи, а затем продолжает: — 18 мая я буду как член правительства принимать посетителей в приемной по обращениям граждан Совета Министров. Приходите, поговорим. 

— Во время брака я купил квартиру, которую сейчас хочу подарить своей супруге. Но мне сказали, что есть препятствия, потому что эта квартира куплена якобы совместно. Так ли это? — захотел уточнить предприниматель С. Савчук из Минска. 

— В соответствии со статьей 23 Кодекса о браке и семье имущество, нажитое супругами в период брака, независимо от того, на кого из супругов оно приобретено либо на кого или кем из супругов внесены денежные средства, является их общей совместной собственностью. Согласно статье 27 этого же кодекса супруги могут вступать между собой во все не запрещенные законодательством имущественные сделки только относительно того имущества, которое является собственностью каждого из них. Таким образом, супруги могут отчуждать, в том числе дарить, друг другу только то имущество, которое является собственностью каждого из них. 

Поскольку квартира куплена вами в период нахождения в браке, она является вашей с супругой общей совместной собственностью. Поэтому для заключения между вами сделки вначале  вашей супруге необходимо выделить свою долю, а потом уже свою долю вы сможете ей подарить. 

Раздается новый звонок. 

— Я звоню из Минского района. Зовут меня Светлана. Живу в деревне Семково. Проживаю в неприватизированном одноквартирном доме. Не одна я – в доме проживает четыре семьи: двух моих братьев, отца и моя. У меня двое детей и муж. Папа всю жизнь в совхозе проработал, сейчас на пенсии. Я уже три года не могу стать на очередь на улучшение жилищных условий. И даже прописаться не могу. Хотя отец в свое время получил дом как частное лицо. 

— Давайте уточним, Светлана. Дом, где вы живете, — это служебное жилье? 

— Я точно не знаю. Отцу дали на этот дом ордер. Но его почему-то нельзя даже приватизировать. Год назад исполком своим решением обязал ЖКХ взять дом на свой баланс. Мол, по причине его запущенности. 

— Принесите документы, мы постараемся вам, насколько это возможно, помочь. Даже если вы живете в служебном жилье, вас обязаны были прописать, поставить на очередь на улучшение жилищных условий. 

— Здравствуйте, Виктор Григорьевич. Вас беспокоит Лариса Константиновна Цвирко из Крупок. Проживаю в доме № 39, квартира 21 по улице Советской. По поводу этого самого дома и звоню. Он был сдан с недоделками еще в 1993 году. С тех пор мы и мучаемся: стены промерзают, температура зимой в квартирах 9—11 градусов. 

— И как реагируют на это органы местной власти? 

— С 2000 года мы ведем переписку с ними. Да все не находится в бюджете средств, чтобы провести тепловую реабилитацию дома. Мы надеемся, что вы, министр, хоть чем-нибудь поможете. 

— Да, сроки для обращения в суд по поводу строительных недоделок, пожалуй, уже упущены. Тем не менее мы командируем в Крупки человека, поднимем всю документацию. А затем направим письмо председателю Минского облисполкома с просьбой взять этот дом под свой контроль. 

— Я инвалид II группы,  проживаю с женой — инвалидом III  группы. ЖЭС начисляет платежи  за жилищно-коммунальные услуги с учетом льготы  только на меня.  Правильно ли это? – поинтересовался Василий Максимович Осипенко из Несвижа. 

— В законодательных актах прямо указывается круг лиц, которые имеют право на льготы. Статья 41 Закона  “О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь”  предусматривает предоставление   инвалидам I и II группы, не имеющим трудоспособных членов семьи, 50-процентной скидки по оплате за пользование  жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади жилого помещения и техническое обслуживание и  за коммунальные услуги. 

Законодатель определил круг лиц, которым предоставляется данный вид льгот, а также уточнил условие предоставления: инвалиды, не имеющие трудоспособных членов семьи. 

Таким образом, 50-процентная скидка предоставляется только инвалиду I или II группы при условии, что совместно с ним не проживают трудоспособные члены семьи. В случае проживания совместно с инвалидом I или II группы трудоспособного члена семьи оснований для предоставления льготы инвалиду I или II группы нет. 

— Квартира была предоставлена в 1997 году нашей семье по договору найма служебного жилого помещения, в связи с чем на нее распространяется Указ Президента Республики Беларусь от 19 марта 2007 года № 128. У мужа выслуга 20 лет в органах внутренних дел. На приватизацию квартиры денег нет. Что делать? — спросила Л. Прилепко из Мозыря. 

— Главой государства 19 марта 2007 года подписан Указ № 128 «О некоторых вопросах предоставления и использования жилых помещений государственного жилищного фонда», которым отдельным категориям граждан, в том числе лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеют выслугу в органах внутренних дел 10 и более календарных лет, дается право до 1 января 2008 года на передачу в собственность занимаемого ими служебного жилья, предоставленного до вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 года № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений». 

Оплату стоимости приватизированных жилых помещений можно произвести в рассрочку на 40 лет при условии внесения первоначального взноса в размере не менее 10 процентов остаточной подлежавшей оплате стоимости этих жилых помещений. 

Если вы не воспользуетесь до 1 января 2008 года правом на передачу служебных жилых помещений государственного жилищного фонда в собственность на возмездной основе, с вами будет заключен договор найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда на срок до 10 лет. 

В течение этого срока вам предоставляется право на внеочередное улучшение жилищных условий путем строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения с привлечением льготных кредитов. 

— Я являюсь собственником половины жилого частного дома, который получила по наследству после смерти моего отца. Сейчас хотела бы продать свою половину. Мне говорили, что по законодательству я  обязательно должна предложить сначала право выкупа бывшей жене моего умершего отца, которая проживает во второй половине дома. Так ли это и как мне быть, если она не согласится с ценой? — поинтересовалась жительница Кобрина И. Головейко

— В соответствии со статьей 253 Гражданского кодекса Республики Беларусь при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов. 

Продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых продает ее. Если остальные участники долевой собственности откажутся от покупки или не приобретут продаваемую долю в праве собственности на недвижимое имущество в течение месяца, а в отношении прочего имущества — в течение десяти дней со дня извещения, продавец вправе продать свою долю любому лицу. 

— Проживаю в квартире, принадлежащей СПК имени Воронецкого. Недавно нам дали разрешение на приватизацию занимаемой квартиры. Я обратилась в исполком с заявлением об индексации своих приватизационных чеков «Жилье», чтобы использовать их для приватизации, но мне отказали, сославшись на то, что никто из моей семьи не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Правомерно ли это? – задала вопрос Леонида Михайловна из Берестовицкого района. 

— В соответствии с действующим законодательством жилищная квота (именные приватизационные чеки «Жилье») используется для приватизации занимаемых жилых помещений в домах государственного жилищного фонда. Вместе с тем жилые помещения сельскохозяйственных производственных кооперативов относятся к частному жилищному фонду.  Законом предусмотрено, что при невозможности использования жилищной квоты частично или полностью по вышеназванному назначению она может быть использована, в частности, для приобретения жилья путем его покупки. 

Однако Декретом Президента Республики Беларусь от  7 июня 2005 года № 6  «Об упорядочении обращения и использования именных приватизационных чеков «Жилье» установлено, что перерегистрированные в установленном порядке чеки «Жилье» подлежат индексации в случае использования их для приобретения жилья путем покупки гражданами и членами их семей, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. На основании вышеизложенного чеки «Жилье», используемые гражданами, не состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий,  для приобретения жилья путем его покупки  не индексируются.  

Следует отметить, что условия и порядок передачи в собственность нанимателям жилых помещений в домах, принадлежащих сельскохозяйственным  производственным  кооперативам, определяет общее собрание членов кооператива, которое является высшим органом управления кооператива. При определении этих условий  передачи (продажи) жилых помещений, принадлежащих кооперативу, члены его могут учитывать, например, стаж работы в указанном кооперативе, личный вклад и т.д.,  могут установить льготные  основания для передачи (продажи) квартир. 

— Я пенсионер, проживаю в служебном жилье. Имею ли я право на его приватизацию? — поинтересовался  И. Коломеец из Могилева. 

— Да, имеете.  Вы относитесь к категории граждан, которые не могут быть выселены из занимаемых ими служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений. Право на передачу в собственность занимаемого служебного жилья вам предоставлено Указом Президента Республики Беларусь от 19 марта 2007 года № 128 «О некоторых вопросах предоставления и использования жилых помещений государственного жилищного фонда». 

Для приобретения  данного жилья в собственность вам до 1 января  2008 года нужно подать заявление в  исполком либо в организацию, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находится жилое помещение. 

Оплату  стоимости приватизируемого жилья можно произвести в рассрочку на 40 лет при условии внесения первоначального  взноса  в  размере не менее 10 процентов остаточной подлежавшей оплате стоимости этих жилых помещений. 

— Ответьте, Виктор Григорьевич, кто в агентстве недвижимости должен работать с гражданином при заключении сделки купли-продажи квартиры, чтобы у гражданина впоследствии не возникло проблем с приобретением квартиры? 

— Вся деятельность по заключению сделок должна базироваться на знании закона. Поэтому Министерство юстиции, прежде чем выдать лицензию на оказание риелторских услуг, проводит экзамен на подтверждение необходимых знаний  в области права у работников, которые непосредственно работают с гражданами и готовят сделки с недвижимостью. 

На стадии консультирования по сделке с недвижимостью риелтору могут понадобиться для применения две трети норм Гражданского кодекса Республики Беларусь. Кроме того, он должен обладать знаниями в сфере жилищного, земельного, банковского права, в сфере прописки и налогообложения, государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. 

Правовая неграмотность лица, оказывающего риелторскую услугу, может привести к совершению сделки, признанной впоследствии недействительной. Свидетельство об аттестации риелтора должно представляться по первому требованию гражданина. 

Вспомогательную работу (показ квартир, оформление запросов и сбор справок и документов для оформления сделки и др.) могут выполнять агенты по операциям с недвижимостью. Вся работа агентами выполняется под контролем и по согласованию с риелтором. 

Полномочия риелтора и агента по операциям с недвижимостью подтверждаются также идентификационной пластиковой карточкой, которая является своего рода «паспортом» специалиста риелторской организации. Карточка содержит фотографию, фамилию и подпись специалиста, наименование риелторской организации и реквизиты лицензии, выданной Министерством юстиции. При обращении в риелторскую организацию гражданин вправе требовать предъявления идентификационной пластиковой карточки у специалиста, который оказывает ему услугу. 

(Продолжение следует) 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter