Защита без нападения

(Окончание.
Начало на 1-й стр.)
Практика Белорусского общества защиты потребителей подтверждает, что каждый десятый спор возникает именно на коммунальной почве. Похоже, теперь у нас появился повод вздохнуть с облегчением: начал действовать долгожданный закон о защите прав потребителей услуг ЖКХ. Он должен свести на нет поток жалоб и судебных тяжб, которые возникали из-за отсутствия единого свода правил и нюансов жилищно-коммунальных будней. Вопрос в другом: многие так и не могут понять, как же правильно пользоваться “палочкой-выручалочкой”. Подобного закона у нас еще не было, а потенциальных ситуаций для его применения — пруд пруди. Чтобы разобрать, что к чему, мы выудили из редакционной почты самые типичные бытовые ситуации и узнали у специалистов, как с помощью нового закона найти выход из каждой.
Ситуация первая: дома случился потоп
Главное, что сделал закон, — четко разделил ответственность за территорию любого дома между коммунальниками и жильцами. Плюс для первых: теперь жильцы полностью отвечают за все трубы, шланги и прочую коммунальную утварь, которая находится в пределах их квартир. Поэтому споры из-за потопа соседи должны решать между собой. Но не всегда. К счастью, закон не обязывает жильцов учиться разбираться в сантехнических премудростях: коммунальники по-прежнему должны два раза в год проверять ваш санузел и, если что-то не так, предупреждать о необходимости ремонта. Если сантехник у вас побывал, не нашел никаких неполадок, а трубу прорвало — вот тогда смело можно пенять на ЖЭС, которому придется разбираться с соседями вместо вас.
Если квартиру залило из-за прохудившейся крыши, аварии в подвале или незаделанных щелей в стенах, вина также однозначно ложится на обслуживающую организацию. При этом если раньше разбирательства по поводу суммы ущерба могли тянуться едва ли не годами, теперь любой человек имеет право потребовать проведения экспертизы и доказать, что испорченные обои и пол итальянского производства стоили намного больше предложенной компенсации. Если не поможет — можно и в суд подать.
Ситуация вторая: батареи не согревают  в мороз
В новом законе четко прописаны права жильцов на “удовлетворение потребностей в основных жилищно-коммунальных услугах”, а также обязанности коммунальников предоставлять услуги “надлежащего качества”. Если какой-то из нормативов не выполняется, жилец может просто не платить за некачественную работу. Например, если в доме плохо греют батареи (а санитарные нормы требуют как минимум +18 градусов в квартире), можно требовать проведения экспертизы и перерасчета за некачественную услугу. Горячая вода не дотягивает до положенных  50 градусов — тоже недоработка коммунальников. Кстати, если вас не устраивает конкретный сантехник или электрик — можно найти себе другого и заключить с ним договор на обслуживание. Только это решение соседи должны принять сообща, голосованием.
Ситуация третья: приходится долго ждать сантехника
Извечную проблему бесконечного ожидания вызванного сантехника новый закон тоже поможет решить. Как объяснили специалисты Министерства ЖКХ, в случаях, когда оказание какой-то услуги требует получения доступа в квартиру жильца, коммунальники обязаны не позднее чем за один день сообщить о дате и времени визита. А чтобы не возникло ситуации типа “сантехник приходил, но никого не было дома”, еще и точно указать имя и должность работника, которому поручено оказание услуги.
Еще об ожидании: принятие решения о любых перерасчетах (например, если услугу оказали некачественно) не может превышать семи дней “со дня предъявления соответствующего требования”. А все недостатки должны устраняться в максимально короткий срок (“не превышающий месяца со дня предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен соглашением сторон”).
Ситуация четвертая: деньги на капремонт куда-то исчезают
У коммунальников появилась еще одна новая обязанность: информировать своих потребителей о действующих тарифах, о категориях льготников, а также о расходе денег, которые жильцы отчисляют на техобслуживание дома. Суммы наших отчислений на капремонт теперь тоже выйдут из “тени”: согласно нормам нового закона местные исполкомы обязаны каждый год не позднее второго квартала публиковать в СМИ сведения о сумме денег, поступивших от потребителей на капремонт и об их фактическом использовании. В Министерстве ЖКХ, которое и инициировало разработку закона, к ответственности за действия своих работников готовы.
— Люди имеют право знать, за что они платят деньги, — прокомментировал новые правила коммунальной “игры” первый заместитель министра ЖКХ Геннадий Ляпунов. — Однако в законе предусмотрены и обязанности для потребителей. Сегодня жители часто ограничиваются лишь своими квартирами, не следят за местами общего пользования, за дворовыми территориями. А закон оговаривает ответственность собственников за эти объекты, за своевременную оплату жилищно-коммунальных услуг.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter