Засекреченные скважины

ПРОХЛАДИТЕЛЬНЫЕ напитки в жару — средство спасения от нее № 1. Однако нынешним летом они — затратное удовольствие. Так, например, известная в Беларуси минеральная вода «Дарида» еще две недели назад в магазинах стояла по 1 600—1 700 рублей за 1,5 литра. Сегодня же ее ценник на уровне 2 700—2 900, а кое-где и 3 600! Не отстает от нее и «Минская-4» Минского завода безалкогольных напитков, также поднявшего цены на свою продукцию. Это уже 3 230 рублей за 2 литра минералки. «Фрост» стал и того дороже — 3 170 рублей за полтора литра.

«БН» пыталась разобраться, почему этим летом отечественная минеральная вода стала дороже молока и в чей карман идет эта странная разница.

ПРОХЛАДИТЕЛЬНЫЕ напитки в жару — средство спасения от нее № 1. Однако нынешним летом они — затратное удовольствие. Так, например, известная в Беларуси минеральная вода «Дарида» еще две недели назад в магазинах стояла по 1 600—1 700 рублей за 1,5 литра. Сегодня же ее ценник на уровне 2 700—2 900, а кое-где и 3 600! Не отстает от нее и «Минская-4» Минского завода безалкогольных напитков, также поднявшего цены на свою продукцию. Это уже 3 230 рублей за 2 литра минералки. «Фрост» стал и того дороже — 3 170 рублей за полтора литра.

Получается, что вода, которая находится в недрах нашей земли и по Конституции, как леса и земля, «составляет исключительную собственность государства», а следовательно, и всего народа, этим летом стоит практически как молоко. А ведь оно не бьет ключами из-под земли — для начала нужно хотя бы корову выкормить. Тем не менее молоко в республике после всех повышений цен можно найти по 1 700 рублей за литр, в то время как в тех же магазинах нет литровой бутылки минеральной воды дешевле 2 000.

Чтобы разобраться в столь запутанной и просто нелогичной ситуации, «БН» обратилась за пояснением в СООО «Дарида». Однако там отказались предоставить калькуляцию затрат на производство минеральной воды, сославшись на коммерческую тайну. Не согласился познакомить редакцию с «секретной информацией» и Минский завод безалкогольных напитков.

Такой отказ по меньшей мере кажется странным. Ведь не далее как на прошлой неделе с аналогичной просьбой приходилось обращаться к птицефабрикам республики, которые без проблем познакомили с цифрами, показали журналисту документы.

А вот в ЧУП «Стародорожский кооппром» охотно пошли нам навстречу и рассказали «БН», что заложено в цену бутылки минеральной воды. Как оказалось, более 60 процентов себестоимости «Стародорожской» составляет именно ее упаковка — пластиковая тара, пробка, этикетка, акциз, упаковочное полотно (пленка для заворачивания нескольких бутылок) и клей, которым крепят этикетку. Еще 17,8 процента — затраты на транспортировку, то есть доставку воды к покупателю. 7,4 процента себестоимости — это зарплата сотрудникам, 3,6 — топливо и электроэнергия, 3 — инновационный фонд. Плюс затраты на четыре стадии фильтрации воды: непосредственно фильтрацию, обеззараживание, охлаждение и насыщение двуокисью углерода (те самые пузырьки в каждой бутылке). В результате сама вода не стоит практически ничего, как и положено по Конституции. А вот вода в бутылке — уже другое дело. Так, в начале года отпускная цена на «Стародорожскую» была 1 328 рублей (без НДС) за литр, потом — 1 594, сейчас — 2 070.

Дорожает «Стародорожская», как и многие другие товары, под давлением непростой экономической ситуации: повысились цены на электроэнергию, топливо, на саму бутылку, которая составляет основную часть расходов производителя и которую приходится покупать у других предприятий.

Получается, что покупатель отдает свои кровные... в основном за бутылку, а не за саму воду. Именно поэтому литр минералки не вдвое дешевле двухлитровки, а 0,5 литра всего на несколько сотен белорусских рублей дешевле литра воды. Например, в одном столичном магазине за литр «Минской-4» нужно заплатить 2 080 рублей, а за 0,5 литра — 1 800 рублей.

— Бутылка стала почти вдвое дороже! Если в феврале она составляла 50 процентов себестоимости воды, то сейчас — более 60. Мы сократили другие расходы, но на таре экономить пока не получается. Планировали купить аппарат для выдувания бутылок, тогда бы наша вода стала дешевле. Но грянул кризис, и импортное оборудование теперь не по карману. А так как бутылки подорожали, то и мы были вынуждены с 1 июня поднять цены на 28 процентов. В ближайшее время, впрочем, таких повышений больше не планируем, иначе потеряем потребителя. Ведь без минералки прожить еще можно, а вот, скажем, без хлеба — нет, — объясняет ведущий экономист ЧУП «Стародорожский кооппром» Елена Казачок.

Кстати, импортные минеральные воды продаются в основном в стеклянной таре, а это, как известно, более экологично. Ведь пластик при повышении температуры вступает в химическую реакцию с самим продуктом, значит, вода из полезной может превратиться во вредную. Кроме того, стеклянная бутылка выгоднее и с экономической точки зрения, так как ее можно использовать вторично. Во время моего пребывания в Кыргызстане, славящегося своими водными ресурсами, я заметила, что большинство местных минеральных вод продается в обыкновенных бутылках-«чебурашках», которые принимают потом в том же магазине. Возможно, и белорусам стоит учесть экологические и экономические плюсы использования стеклянных бутылок для минералки? Себестоимость готового продукта можно снизить и путем наращивания объемов предприятия. Но прежде чем их увеличивать, производителю нужно найти рынки сбыта. А здесь — новая проблема в виде конкурентов.

— В 2009 году мы получили от воды прибыль 19 миллионов рублей, а в 2010-м — всего 13. Конечно, она снизится и в нынешнем. Но мы все же надеемся в летнее время увеличить объемы продаж. Если бы в родном районе нас покупали больше, а не отдавали предпочтение раскрученным брендам, то мы бы увеличили объемы и, соответственно, снизили цены, — говорит Елена Казачок.

Кстати, рентабельность одной упакованной бутылки воды «Стародорожской» в мае была всего 1,5 процента! В феврале — 2 процента. Показатель более чем низкий. Тогда откуда столь высокие цены за «почти бесплатную воду» с низкой рентабельностью?

Сегодня отпускная цена «Стародорожской» — 2 070 рублей за литр. В магазинах райпо она стоит уже 2 650. То есть магазин накручивает на воде 30 процентов, а это максимальная торговая надбавка, ведь минералки нет в списке социально значимых товаров.

Но если цены на нашу воду и дальше будут расти столь стремительно и неожиданно для разгоряченных жарким летом и кризисом покупателей, то не окажется ли так, что их стоимость сравняется с импортной, которая и до кризиса была не всем по карману? Российская «Ессентуки» (5 110 за 0,5 литра в «стекле») и грузинская «Боржоми» (10 870 — за литр в «стекле»). Тогда пить «Дариду» и «Минскую-4» тоже будет поздно (потому что дорого), как и «Боржоми».

Яна МИЦКЕВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter