Перронный электробус, новая модель электропогрузчика: в чем преимущества белорусской электротехники

Заряжены на успех

Сегодня во всем мире растут продажи электротранспорта. Беларусь идет в русле мировых трендов. Эта техника у нас представлена во всех сегментах и классах. И число новинок продолжает расти. На недавно прошедшем Дне электротранспорта Минпром анонсировал появление в этом году белорусского легкового электромобиля. Ведущие предприятия автопрома представили свои новые разработки. Это перронный электробус МАЗ, первый электробус Volat Минского завода колесных тягачей, многофункциональный городской электрогрузовик Национальной академии наук, новая модель электропогрузчика «АМКОДОР» и другие. В чем преимущества отечественной электротехники, узнавала корреспондент «Р». 

Фото БЕЛТА

В высокой степени готовности 

Те, кто хоть раз бывал в Нацио­нальном аэропорту Минск-2, хорошо знакомы с первым поколением перронного автобуса МАЗ. Того самого, который подвозит пассажиров к самолетам. Сегодня у Минского автозавода на выходе второе поколение такого автобуса, сообщает заместитель начальника управления продаж пассажирской техники МАЗ Олег Смолянко, только выполнено оно на электротяге: 

— Это второе поколение перронного автобуса, предназначенного в аэропортах для подвоза людей к самолетам. За основу взят кузов дизельного автобуса, который мы показывали ранее. Дизельные аналоги уже эксплуатируются. К стандартному кузову добавлен электродвигатель и электробатареи. Разработка, электрика — свои. Батарея рассчитана на 126 кВт·ч, электродвигатель обладает мощностью 60 кВт. 


Отличий у новинки, которая совсем скоро будет покорять и оте­чественные, и зарубежные аэропорты, немало. И это не только электропривод. А также дизайн, измененный задний мост, система кондиционирования, тепловые завесы на дверях. Неудивительно, что интерес к перронному электробусу немалый, делится Олег Смолянко: 

— На выставке инновационного транспорта и оборудования SPbTransportFest в Санкт-Петербурге нашей новинкой заинтересовался аэропорт Пулково, который планирует взять электробус в опытную эксплуатацию. Сейчас ведем переговоры. Интерес выразил и наш Национальный аэропорт Минск-2. 

К лидерам в производстве электротехники в Беларуси в 2023-м присоединился Минский завод колесных тягачей, который на базе своего автобуса создал электробус линейки Volat. Надо сказать, что конкурентов у электробуса среднего класса, это отмечают и на предприятии, на белорусском рынке пока нет. 


По словам инженера-конструктора МЗКТ Александра Метко, в этой модели дизельный двигатель заменен на электродвигатель собственной разработки номинальной мощностью 125 кВт, установлены шесть блоков батарей суммарной емкостью 192 кВт·ч: 

— Это нам дает запас хода в 200 километров. Но испытания еще продолжаются. 


Как минимум несколько новых электрогрузовиков могут появиться на нашем рынке. Один из них — многофункциональный городской электрогрузовик Объединенного института машиностроения НАН — в высокой степени готовности. Машина проходит сертификационные испытания на полигоне, чтобы получить возможность выезжать на дороги общего пользования. Электрогрузовик Vitovt производства одного из лидеров электромобилестроения — БКМ-холдинга — и вовсе оборудован системой беспилотного управления. А еще у него увеличен запас хода — до 200 километров, рассказывает ведущий специалист по продажам управления внешнеэкономической деятельности БКМ-холдинга Вячеслав Кузнецов.

Еще одна ожидаемая новинка — в легковом сегменте. Белорусский электрокар, по словам заместителя министра промышленности Александра Огородникова, появится в этом году. 

Спрос растет и будет расти

Спрос на белорусскую электротехнику, обращают внимание в компаниях, растет. В первую очередь за счет переориентации на российские и рынки стран СНГ, комментирует Вячеслав Кузнецов: 

— Но в целом география нашего предприятия большая — от стран СНГ до Южной Америки. 

Особый спрос, по его словам, — на троллейбусы с увеличенным запасом хода. Например, 32100D БКМ-холдинга создан специально для Екатеринбурга. Его запас хода увеличен на 50 километров. Удобно это тем, подчеркивает специалист, что расширение троллейбусного парка подобной техникой позволяет городам без дополнительных затрат на инфраструктуру удлинить маршруты. 


Олег Смолянко с ним согласен: 

— Из электротехники пока наибольшие продажи троллейбусов с автономным ходом. Это объяснимо, поскольку большинство городов сохранили контактную сеть, что позволяет эксплуатировать этот вид транспорта без дополнительных вложений в инфраструктуру. 

Электробус же, высказывает он мнение, в первую очередь хорош там, где нет таких коммуникаций. В целом по сравнению с 2022-м спрос на электробусы и машинокомплекты вырос, причем в большей степени на внешних рынках. На машинокомплекты — в разы. 

Развитие электронаправления на МАЗ идет как по пассажирской, так и по грузовой технике, подытоживает Олег Смолянко: 

— В дальнейшем этот вид транспорта все больше будет входить в привычную жизнь. По «пассажирке» мы начали с троллейбусов с автономным ходом. Сейчас делаем электробус полностью из своих белорусских компонентов. Планируем представить его этой осенью. 

Заправиться быстро и супербыстро

Делая ставку на электротранспорт, Беларусь активно развивает соответствующую инфраструктуру. Растет число электрозаправок, отмечает заместитель генерального директора по строительству и общим вопросам РУП «Производственное ­объединение «Белоруснефть» Андрей Котик. По его словам, в 2023-м мы преодолеем рубеж в 700 зарядных станций. К слову, по этому показателю наша страна занимает лидирующие позиции на просторах СНГ, акцентировал замгендиректора:

— В следующем году добавим еще 105 зарядных станций. При этом дополнительно будет построено 15 современнейших супербыстрых зарядных комплексов. 

Но наращивать количество заправок, не имея роста электротранспорта, было бы бессмысленно. Однако популярность авто на батарейках за последние годы увеличилась в разы. И не только за рубежом, где прогнозируется рост продаж электрокаров на 35 процентов в ­2023-м. По данным прошлого года, в Беларуси уже регистрировалось более 10 тысяч электромобилей. 


Отсюда и рост электропотребления зарядными станциями для электромобилей. Только в 2022-м этот показатель вырос более чем на треть по сравнению с 2021 годом — с 10 до 14 миллионов кВт·ч. Положительная динамика сохраняется и в ­2023-м: за четыре месяца электропотребление зарядными станциями увеличилось на 6 процентов.

Это означает, что все больше людей отдают предпочтение экологичному и экономичному виду транспорта. Тенденцию на Дне электротранспорта подчеркнул и министр энергетики Виктор Каранкевич: 

— Развитию электротранспорта содействуют стимулирующие меры, принятые на уровне Главы государства, а также проводимая в стране работа по развитию соответствующей инфраструктуры. Обновляется парк городского пассажирского транспорта. Современные электробусы сегодня курсируют не только в столице, но и в областных ­центрах страны. 

Легковой и грузовой электротранспорт белорусского и зарубежного производства, последние образцы отечественных электробусов, троллейбусов были представлены на недавнем Дне электротранспорта в Минске.

Реализация Комплексной программы по развитию электротранспорта в том числе включает работу по развитию компонентной базы, напомнил Александр Огородников, ей уделяется большое внимание:
— Нам приятно говорить, что в нашем пассажирском электротранспорте каждый год появляется все больше белорусских составляющих. И мы не чувствуем уязвимости от недружественных стран. 






arteaga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter