Увлечение рыночной энергетикой и санкциями западных политиков может опустошить карманы простых европейцев

Заряд — отрицательный

Об этом редко говорят наши оппоненты, но в западных экономике и обществе сформировались критические диспропорции. И за дворцами не всегда видны хижины. Они пытаются учить нас жить, но сами жить не всегда умеют. Об этом говорит их же статистика. Мы ее начинаем анализировать. Цифры лишены эмоций и слащавых пиар-технологий. На них и посмотрим.
Первые санкционные пакеты Европа принимала, как говорится, со свистом. Но шестой застопорился. Речь-то идет об энергетике. А это значит, что политический вопрос приобретает яркую социальную окраску. Все-таки углеводороды (сколько бы их ни ругали за вредный климатический след) пока остаются основным источником тепла, электроэнергии и используются как автомобильное топливо. Словом, дают возможность жить с комфортом и оставаться мобильными. Может ли Европа отказаться от российских газа и нефти? Все в мире возможно, вопрос только в цене. Если европейские политики и готовы платить эту цену, то сложно сказать, насколько она по карману гражданам. 


Достойно жить не запретишь. Но в Европе это достаточно дорогое удовольствие. Крыша над головой в этом регионе всегда стоила либо дорого, либо очень дорого. Цена недвижимости — отдельная история. Совершенно другая — сколько стоит ее обслуживание. В той же Германии 36,8 процента потребительских расходов домашних хозяйств уходит на жилье. В два раза больше, чем на продукты питания. Почти в десять раз больше, чем на одежду и обувь. В восемь раз больше, чем на здравоохранение. И это было в 2020-м. К сожалению, более свежих данных немецкая официальная статистика еще не опубликовала. Видимо, боится шокировать граждан. В позапрошлом году средний поляк тратил на жилье пятую часть своего дохода, эстонец — шестую. В Беларуси — чуть больше 10 процентов. Как говорится, почувствуйте разницу. 

Опять же хочу отметить: это было в 2020-м. Год был непростым, пандемийным. Сырьевые котировки находились на исторических минимумах. Если помните, в начале года цены, скажем, на нефть даже достигали отрицательных значений: производители были готовы приплачивать, только бы кто-то забрал продукт из переполненных хранилищ. Сделать потребителям премию было выгоднее, чем снижать добычу. Конечно, период отрицательных котировок был очень кратковременным. Но, тем не менее… Энергетика в позапрошлом году была дешевой как никогда. Но при этом расходы на жилье в европейских странах традиционно оставались достаточно высокими. 

А с 2021-го они стали улетать в область фантастики. На самом деле деструктивные дискуссии вокруг поставок энергоносителей из России начались еще в прошлом году. Помните, тогда европейцы бурно стали развивать конкуренцию на газовом рынке. Во-первых, увеличивать объемы энергоносителей, реализуемых на биржевых торгах. Во-вторых, стали менять формулу ценообразования в долгосрочных контрактах. Где-то с 1990-х сложилась традиция привязывать цену трубного газа к нефтяным котировкам. От этой практики решили отказаться и ориентироваться на биржевые цены и при «длинных» поставках. Вся эта рыночная европейская инициатива закончилась масштабной спекуляцией на бирже, которая привела к росту котировок и соответственно стоимости всех энергоносителей. Конечно, газ в трубе не взлетал до биржевых 1—2 тысяч за тысячу кубометров. Тем не менее, если ориентироваться на статистику «Газпрома», экспортная цена его продукции за прошлый год выросла где-то в два раза. 

По традиции тогда всех собак спустили на российского монополиста. Мол, это он спровоцировал рост цен. Хотя все контрактные поставки выполнялись в полных объемах и в срок. Более того, по ряду направлений они даже наращивались. Другой вопрос, что «Газпром» предпочитал заключать «длинные» договоры и не особенно стремился заполнять биржу своими предложениями. Идея перехода на глубокие рыночные отношения в области энергетики зародилась в США. Вашингтон хотел пристроить свой сжиженный газ, который по сравнению с трубопроводным был однозначно неконкурентоспособен по цене. Поэтому заокеанские политики и лоббировали рыночные подходы на европейской территории. Конечно, изначально схема была сомнительной. Но Вашингтон какими-то путями ее протолкнул. Правда, наполнять биржу своим газом не торопился. Конъюнктура изменилась, и азиатский рынок, который в большей степени зависел от СПГ, оказался более предпочтительным. А энергетическая инфляция Старого Света Белый дом не волновала. Бизнес по-американски — жестокая штука. Только деньги, ничего личного и без социальной ответственности. 

Но вот почему про свою социальную ответственность забыли европейские политики? Результат-то их экспериментов на энергетическом рынке оказался весьма плачевным для собственных граждан. На диаграмме № 1 четко видно, как росли цены на газ (по данным органов национальной статистики этих государств). Стоимость газа потянула за собой и цену электроэнергии и отопления (диаграммы № 2 и 3). Корреляция не прямая по простой причине: в каждой стране своя система отопления. Если в странах Балтии весьма распространено центральное отопление, то в Западной Европе чаще используются индивидуальные котлы. Плюс в подавляющем большинстве стран тарифы на электроэнергию и тепло по той или иной схеме регулируются государством. Поэтому цена энергоносителей не сразу трансформируется в цены на то же электричество. В ряде случаев издержки перекладывают на генерирующие организации, вгоняя их в убытки. Приблизительно так сделали в Британии. Правда, чуть не загубили свою энергетику: некоторым владельцам генерирующих мощностей даже приходилось закрываться! 

ДИАГРАММА №1


ДИАГРАММА №2


ДИАГРАММА №3


Напомню, что энергетическую трансформацию Европа начала переживать еще в прошлом году. В этом история продолжилась. В странах Балтии и Германии цены на газ плюсанули еще на 20 процентов. В Австрии — почти на 30. И это всего лишь за первый квартал. Тогда маховик санкций уже набирал обороты. Однако про отказ от российских энергоносителей еще не разглагольствовали с таким остервенением. Не потеряли ли политики в Европе чувство реальности? Назло России отморозить уши своим гражданам? Да, на дворе весна, наступит лето… Но времена года сменяют друг друга. К чему приплывут к осени-зиме? Формирование запасов углеводородов в хранилищах решает проблему объемов, но не цены. Кстати, пока в них качают относительно дешевый трубопроводный российский газ. Энергетическая инфляция (впрочем, как инфляция в целом) — головная боль европейцев. И своими руками обострять ситуацию грозит опасностью социального взрыва. Жилье и раньше обходилось недешево, сейчас оно становится золотым, а если так пойдет и дальше, то станет просто недоступным. 

Разговоры про возможные субсидии со стороны государства больше похожи на популизм, чем реальный прогноз. Бюджеты европейских государств и без энергетических излишних дотаций трещат от долгов, накопленных во время эпидемиологических локдаунов. Из какой волшебной лампы появятся средства, чтобы финансировать энергетическое эмбарго? Опять эмиссия? Но это добьет финансовую систему и раскрутит спираль инфляции. 

Этакая патовая ситуация вырисовывается. И где же знаменитые стратегические западные компетенции, про которые нам столько лет рассказывали? Где мощная рука рынка, которая по чудотворному щелчку пальцев при повышении цен находит дополнительные товары? Щелчков много, а лишних объемов газа и нефти так и нет. А где чудо-энергоразработки, которые могут делать тепло из воздуха? Помнится, еще не так давно нам их рекламировали со всех сторон. Дорогие, правда, но какие современные! Но оказалось, без газа не греют. Так кто же учил нас жить? И сегодня не более ли эффективной кажется белорусская политика как в энергетическом, так и жилищно-коммунальном вопросе. Долгие годы МФВ и Всемирный банк, другие международные организации дятлами долбили одну идею — повышение цен на ЖКУ до коммерческих, причем быстро. Мол, от этого оживет экономика. Но что-то экономического оживления в Европе не наблюдается. Скорее наоборот. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter