Календарь и традиции

Заря с зарею сходится

Ну вот и лето. Наконец–то... Июнь — «чэрвень». «Чэрвень» — «чырвоны», красный, значит, красивый. И если май олицетворяют изумрудная зелень и бело–розовые цветы яблони, черемухи плюс «сiнi бэз», то июнь окрашен уже несколько другими колерами. И здесь действительно все оттенки красного — от бледно–розового до темно–бордового, особенно ярко это проявляется в цветущих лугах.

Про июнь в народе говорили так: «У чэрвенi ўбачыць гаспадар, што Бог дасць у дар». Наступающая неделя продолжает троицкие («сёмушныя») обряды. В это время в некоторых регионах посещают могилы близких — на следующий день после Троицы или в ближайшие от праздника три дня. Существовала традиция окрашивать яйца, но не в красный цвет, как на Пасху, а в зеленый. Использовали для этого отвар из молодой зелени. Могилы обметали вениками, сделанными из ветвей березы — «каб iм там было задавальненне, як ад лазнi». В окнах хат часто вывешивали рушники, чтобы души предков могли узнать «жытло сваiх родных i не блудзiць». Там, где не было традиции навещать могилы, ограничивались традиционной поминальной «вячэрай». В некоторых регионах троицкие «Дзяды» даже заменяли Радоницу.

На Полесье на Троицу девушки плели венки — «на кавалераў» — из эластичных веточек деревьев и добавляли к ним еще «гаючыя» травы. Завитыми венки оставались всю послетроицкую неделю, а затем смотрели их состояние. Если венок оставался свежим, это обещало не только добрый год тому, кому он предназначался, но и вообще счастливую жизнь. Засохший венок выступал недобрым знаком. Обязательно требовалось развить венок — чтобы дерево, из которого он сплетен, не обиделось на человека.

Нередко дерево воспринималось пристанищем какого–либо духа, вместилищем душ уже ушедших из жизни людей или вообще живым, одухотворенным существом, поэтому и обращаться с ним требовалось, как с человеком. При заготовке леса для строительства дома готовили своеобразный выкуп лесу и его «хозяевам» и просили специального «дазволу» на вырубку. Одновременно лес представлял собой и опасность: там жили дикие звери, это место, где можно заблудиться и даже пропасть навсегда.

У наших предков нередко дерево воспринималось своего рода двойником человека, разделяющим его судьбу. В какой–то степени оно даже может предсказывать будущее посадившего его, болеть вместе с ним. Особенно это касается плодовых деревьев: своим неурочным вторым цветением они предупреждают людей о некоей грозящей опасности. В Беларуси при рождении девочки отец сажал в саду яблоньку, которая росла и взрослела вместе с девушкой, о чем и в песнях пелось. Например, так: «Што ж ты, яблынька, рана зацвiла, што ж ты, млода Манечка, рана замуж пайшла...» Многим народам Европы известны священные рощи с деревьями–тотемами. Такие «культавыя гаi» были и у нас: «Княжая дуброва» возле Турова, «Каралеўская дуброва» в Щучинском районе, «Дубовы гай» возле Гатово в Минском районе, «Святы гай» — в Слонимском. Раньше люди считали своим долгом посадить дерево, хорошо, что такая традиция сохраняется до сих пор.

По приметам, если в первые два дня июня идет дождь, в дальнейшем весь месяц будет сухим. В течение первых трех дней июня, по правилам, должна закончиться посадка овощей. При этом обращали внимание: если рассада хорошо пьет воду при поливе — сенокос ожидается «сухим», если нет — то в соответствии с поговоркой: «дождж iдзе не тады, калi просяць, а тады, калi косяць».

В народном календаре 3 июня — «Алена». Если день окажется ненастным, такой же пасмурной будет и осень.

Советская Белоруссия № 100 (24730). Пятница, 29 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter