“Зарплата — стимул для роста, однако ее нужно заработать”

Зарплата в 500 долларов станет для жителей Беларуси не подарком, а вознаграждением за труд, стимулом к дальнейшему росту экономики. Будущее благополучие зависит от каждого из нас, отметил в интервью “НГ” министр экономики Беларуси Николай ЗАЙЧЕНКО.

— За минувшие годы Беларусь достигла значительного экономического успеха: отмечался рост ВВП, снижался уровень инфляции, повышались денежные доходы населения. Каковы приоритеты на будущее?
— За последние пять лет мы действительно достигли очень многого. Население это очень хорошо почувствовало на своей зарплате. Экономический рост и существенное снижение уровня инфляции способствовали опережающему росту реальных денежных доходов населения, которые возросли в 2005 году по сравнению с 2000 годом в 1,8 раза. При этом основными источниками доходов оставались заработная плата работников и социальные трансферты. Номинальная зарплата за 2001—2005 годы увеличилась в 8 раз, реальная — более чем в 2 раза.
Беларусь после России и Казахстана занимает третье место среди стран СНГ по уровню среднемесячной заработной платы. Так, в декабре 2005 года среднемесячная заработная плата в России составила в долларовом эквиваленте 393 доллара США, в Казахстане — 335,8, в Беларуси — 261,3, в Украине — 201,9, Армении, Азербайджане и Молдове — соответственно 145,3, 137,8 и 136,2 доллара.
Главная задача в области оплаты труда — довести заработную плату до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы. Среднемесячная заработная плата к концу 2010 года должна составить не менее 500 долларов США в эквиваленте, в том числе в сельском хозяйстве — 320—360 долларов. Уже к концу нынешнего года планируется довести среднемесячную заработную плату работников народного хозяйства до 300 долларов в эквиваленте.
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы прогнозируется обеспечить рост валового
внутреннего продукта на 46—55%, продукции промышленности — на 43—51%, сельского хозяйства — на 34—45%. Инвестиции в основной капитал намечено увеличить на 98—115%, производство потребительских товаров — на 50—57%. Объем внешней торговли товарами и услугами возрастет на 53—60%, причем экспорт будет опережать импорт.
— До конца нынешнего года, как вы сказали, средняя зарплата в Беларуси вырастет до 300 долларов, а еще через несколько лет — до 500. Как с учетом удорожания рабочей силы это отразится на конкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках?
— Действительно, заработная плата является одним из наиболее быстрорастущих показателей. Однако высокая динамика в определенной степени объясняется эффектом “наверстывания”. В 2000 году средний размер заработной платы по экономике составлял лишь 73,6 доллара в эквиваленте, и только в 2001 году реальная заработная плата достигла уровня докризисного периода. В результате повышения заработной платы были восстановлены стимулирующая и социальная функции оплаты труда, в несколько раз снижен уровень малообеспеченности населения.
Высокие темпы роста заработной платы способствовали увеличению спроса на внутреннем рынке, что стало важным дополнительным фактором развития отечественных предприятий, увеличения объемов выпуска и реализации продукции.
Вместе с тем если рост заработной платы будет осуществляться без адекватного роста производительности труда, снижения материалоемкости и энергоемкости производимой продукции, использования новых, прогрессивных технологий и повышения эффективности работы предприятий в целом, то, безусловно, возникнут дополнительные риски потери конкурентоспособности товаров.
В этой связи в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 гг. ставится задача обеспечить сбалансированный рост доходов и заработной платы на основе роста объемов производства, производительности труда и улучшения качественных параметров экономики. При таких условиях рост заработной платы станет следствием роста конкурентоспособности продукции, а не причиной ее снижения.
— Но рост зарплаты — это дополнительные деньги на руках у населения. Что намечается делать, чтобы быстрое увеличение доходов не привело к инфляционному всплеску? Каким образом планируется снижать уровень инфляции и выйти через несколько лет на прогнозный показатель менее 5 процентов в год?
— Выходу на заданные параметры будут способствовать принимаемые правительством и Национальным банком меры в области бюджетно-налоговой, ценовой и денежно-кредитной политики.
В области денежно-кредитной политики основными направлениями будут ограничение кредитной эмиссии; процентная политика, направленная на снижение процентных ставок на депозитно-кредитном рынке с сохранением их реального положительного уровня, а также на повышение доступности банковских кредитов субъектам хозяйствования и населению и способствующая привлечению в банковскую систему денежных средств населения и снижению стоимости кредитов; обеспечение относительной стабильности обменного курса белорусского рубля по отношению к важнейшим иностранным валютам.
Основные действия в ценообразовании будут направлены, с одной стороны, на торможение роста цен, недопущение опережающих темпов повышения цен на важнейшие потребительские товары и услуги по сравнению с ростом доходов населения, с другой — на принятие мер по ликвидации имеющихся ценовых диспропорций в отдельных отраслях экономики, поэтапное сокращение перекрестного и бюджетного субсидирования, повышение эффективности работы предприятий реального сектора экономики.
Для этого будет осуществляться государственное регулирование цен на наиболее значимые виды продукции, во многом определяющие ценовую динамику в отраслях экономики, на важнейшие социально значимые товары и услуги (хлеб и хлебобулочные изделия, мясная и молочная продукция, картофель и овощи, лекарственные препараты и оказываемые населению жилищно-коммунальные услуги, услуги транспорта, связи, платные медицинские услуги и др.). Одновременно будет вестись контроль со стороны государства за недопущением экономически необоснованного роста цен (тарифов) на товары и услуги, не входящие в сферу государственного регулирования.
Особое внимание будет уделено формированию цен на продукцию (услуги) естественных монополий в части экономической обоснованности издержек в этих отраслях, определения направлений их снижения.
В то же время потребуется принятие мер по упорядочению регулируемых цен (тарифов) в отдельных отраслях и в первую очередь в агропромышленном и топливно-энергетическом комплексах, направленных на устранение сложившихся на протяжении ряда лет ценовых диспропорций, улучшение финансового положения отдельных предприятий.
— В минувшие годы для развития предприятия практиковалось создание на базе крупнейших заводов корпоративных структур. Насколько такой подход был эффективен, предполагается ли использовать его и в дальнейшем в каких-то конкретных отраслях?
— В последние годы в нашей стране этому действительно уделяется очень большое внимание. Так, в Министерстве промышленности создано 10 крупнейших объединений и концернов, доля которых в общем объеме промышленной продукции министерства занимает более 50%. Среди них — ПО “БелавтоМАЗ”, ПО “Минский тракторный завод”, ПО “Гомсельмаш”, ПО “БелАЗ”, ПО “БМЗ”, концерн “Белагромаш” (производство прицепной сельскохозяйственной техники), хозяйственная группа “Белстанкоинструмент”.
Эффективность создания корпоративных структур подтверждается итогами их работы. Так, например, за минувший год темп роста объемов производства в ПО “МТЗ” составил 126,3%, а рентабельность реализованной продукции — 14,84%, в то время как в целом по министерству — соответственно 114,5% и 13,6%.
Включение “слабых” предприятий в объединения способствует стабилизации их хозяйственной деятельности в результате формирования портфеля заказов, наращивания объемов производства, экономии на стоимости кооперационных поставок (для организаций корпоративных структур) и других факторов.
Кроме того, всем предприятиям, входящим в производственные объединения, предоставляется возможность на более выгодных условиях привлекать кредитные ресурсы для проведения реконструкции и пополнения собственных оборотных средств, использовать для выхода на зарубежные рынки уже созданную товаропроводящую сеть головных организаций.
Создание корпоративных структур позволяет также решать вопрос с загрузкой промышленных предприятий, находящихся в малых и средних городах, а также обеспечивать занятость местного трудового населения. В данном направлении работа продолжается.
— Николай Петрович, среди приоритетов ближайшего пятилетия вы назвали развитие малых и средних городов Беларуси. Какие стимулы для такого подъема готово предложить государство?
— Действительно, в Программе социально-экономического развития на текущее пятилетие появился новый приоритет — развитие малых и средних городских поселений. Глава государства и правительство многократно заявляли о важности этой проблемы. В настоящее время для разработки мер по стимулированию развития регионов создана рабочая группа, которая уточнила перечень малых и средних городских поселений численностью до 50 тысяч человек, к которым относятся поселки городского типа и города районного подчинения. Группой разработан проект паспорта городского поселения, включающий в себя исчерпывающую информацию об уровне развития поселения. Определены также приоритетные направления развития малых и средних городских поселений.
Около 94 процентов городских поселений страны относятся к категории малых и средних с численностью до 50 тысяч человек. Таких поселений в Беларуси 183. Наибольшее их количество — в Витебской и Минской областях (39 и 38), а наименьшее — в Брестской и Могилевской (25 и 22).
В таких населенных пунктах сосредоточено 23,4 процента городского населения республики. 96 малых и средних городов и 22 городских поселка являются центрами административных районов, в которых проживает 66,9 процента сельского населения страны.
Рабочей группой подготовлены предложения, включающие стимулирование образования новых производств за счет создания особых условий хозяйствования и дальнейшее развитие уже созданной инфраструктуры. Это будет способствовать росту занятости, повышению уровня и качества жизни населения.
— Как показывает статистика последних лет, количество занятых в малом и среднем бизнесе в нашей стране увеличивается. Каким образом в дальнейшем будет стимулироваться такой рост?
— В Программе деятельности правительства на 2006—2010 годы планируется предпринять ряд мер для существенного повышения вклада представителей этого сектора в развитие экономики страны за счет более широкого использования его потенциала в сферах производства, инноваций, услуг, активизации инвестиционной и экспортной деятельности.
Чтобы заинтересовать предпринимателей в активном развитии, в ближайшее время планируется, в частности, упорядочить и упростить законодательство, регулирующее вопросы выдачи разрешительных документов при организации и осуществлении предпринимательской деятельности. Предполагается также сокращение перечня лицензируемых видов деятельности.
В небольших населенных пунктах малый и средний бизнес получит поддержку в развитии сети торговли и кооперации, организации мест отдыха, охране окружающей среды, предоставлении коммунальных услуг и других сферах.
В числе предлагаемых правительством мер — расширение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее совершенствование механизмов микрофинансирования. Предполагается также обеспечение имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства посредством передачи в долгосрочную аренду или безвозмездное пользование, продажи зданий, сооружений и помещений субъектам предпринимательства, занятым в приоритетных сферах экономики.
В настоящее время подготовлен и внесен на рассмотрение в правительство проект Концепции государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на 2006—2010 годы.
Реализация намечаемых мероприятий будет способствовать устойчивому росту количества субъектов малого и среднего предпринимательства, переходу к более цивилизованным, “прозрачным” методам ведения бизнеса.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter