В музеях научились зарабатывать, не разучившись просвещать и находить раритеты

Зарабатывать и просвещать

Несколько лет назад государство подталкивало учреждения культуры зарабатывать самим. Тогда предложение переходить на самоокупаемость не все организации восприняли с энтузиазмом, но теперь многие с гордостью отчитываются о доходах. К примеру, Национальный художественный музей в 2015–м оказал платных услуг на 5 миллиардов рублей. За последние годы стало больше интересных выставок, а главное — денег. Хотя государство по–прежнему остается главным донором культуры.


Время сейчас не худшее: спонсоры многих культурных проектов — банки, мобильные операторы, крупные компании. Интерес взаимный. И термин есть соответствующий — государственно–частное партнерство.

Гендиректор НХМ Владимир Прокопцов предлагает поощрять участие меценатов налоговыми льготами. Но при этом предостерегает сам себя и коллег от того, чтобы не скатиться в попсу. Ведь больше всего народ идет на проекты, связанные с мировыми знаменитостями. А нам — в особенности в нынешний Год культуры — надо заботиться в первую очередь о популяризации творчества своих художников. У музея всегда была одна из важнейших задач — воспитание патриотизма.

Поэтому Гойя, Пикассо, Микеланджело — все это хорошо. Но Шагал, Сутин, Рущиц или Евсей Моисеенко — это лучше. Последнее имя я не случайно упомянул. В этом году работы Моисеенко привезут из Санкт–Петербурга — там хранится их больше всего. Одна картина есть на родине мастера — в Буда–Кошелево. А в Минске — ничего. Хотя он классик советской живописи.

Сегодня перед музеями стоит еще одна задача: собирать современное белорусское искусство. Однако есть эгоистичные авторы, которые хотят славы, денег, а вот подарить национальной галерее картину или скульптуру жалеют. Впрочем, существует негласное правило в музейном мире: если художник выставляет свои работы, то одну обязан передать госхранилищу. Можно спорить, вымогательство это или джентльменское соглашение, однако потомки скажут спасибо, ведь подарок не пропадет, а будет выставлен на всеобщее обозрение. Во славу автора.

А чтобы покупать то, что хочется, нужно зарабатывать еще больше. Или полагаться на спонсоров. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, к примеру, считает успешным тот музей, который привлек как можно больше средств от меценатов. Не поспоришь.

Главное — не спать в шапку. В первой половине XVIII века на наших землях правила династия королей родом из Саксонии — Сасов. Дрезден, их родной город, именно при Сасах достиг расцвета. И плоды той прекрасной эпохи — дворцы, музеи — сейчас привлекают туристов. Предметов, принадлежавших королям, у нас до последнего времени не было. Но в Национальном историческом музее приобрели намедни тарелку с гербом династии. Изящная вещь теперь в Минске. Как уверяет замдиректора НИМ Александр Хромой, работа по поиску раритетов отлажена.

Стоит признать: прошло то время, когда музеи бедствовали. Конечно, у всех есть свои проблемы. Но открутите пленку назад, и вы поймете, что настала эпоха, когда мы ничего не теряем, а только приобретаем — причем вещи, о которых раньше и мечтать не могли. Та же самая тарелка Сасов или купленные Белгазпромбанком полотна художников Парижской школы, уроженцев Беларуси — не просто раритеты, а шедевры мирового уровня!

Музеи из года в год не только богатеют, но и набивают себе цену. Уже сейчас кое–где входной билет стоит 100 тысяч рублей. Правда, понимая, что не для всех вход по карману, в галереях искусства проводят специальные акции — дни открытых дверей. Попасть на выставку можно даже бесплатно, нужно только следить за расписанием и интересоваться искусством.

Любопытный пиар–ход предложило сделать госмузеям правительство Швеции — впускать всех бесплатно. Министр культуры королевства считает, что «надо дать всем шанс получить часть того, чем мы владеем вместе. Бесплатный вход в музеи облегчит дорогу к ним новым категориям посетителей». У нас 2016–й — Год культуры. Что если и нам пойти шведским путем, чтобы привлечь к национальному достоянию как можно больше людей? По средам их очень много в НХМ — прямо–таки толчея. Тысячи людей пытаются попасть в этот единственный бесплатный день на выставки. Очереди, испорченное настроение... Как избежать дискомфорта? Может, сделать все дни бесплатными и лишь один — за деньги. Хотя бы на весну.

Смело? А ведь созданы музеи в первую очередь, чтобы хранить национальное достояние и просвещать публику. От этой высокой миссии в угоду прибыли, говорят там, они не откажутся никогда. Значит, стоит ради притока посетителей экспериментировать. Мировой опыт помог научиться зарабатывать. Теперь надо пробовать привлекать публику новыми средствами.

vk@sb.by

Фото "СБ"

Советская Белоруссия № 42 (24924). Пятница, 4 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter