Лилия Ананич — о женском движении, силе слова и о том, что значит сегодня любить Беларусь

Запрос на добро

Лилия Ананич — из тех политиков, чья жизнь напрямую связана со СМИ: когда‑то начинала фотокорреспондентом районной газеты и «дошла» до министра информации Беларуси, затем возглавляла национальный Союз издателей и распространителей печати. Сегодня Лилия Станиславовна — зампредседателя Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей Национального собрания Беларуси, зампредседателя Белорусского союза женщин. Наш непростой разговор — о том, что происходит сейчас в Беларуси, как противостоять информационной агрессии и актуален ли в обществе запрос на ­добро.

Женский форум «За Беларусь» собрал свыше 13 тысяч человек самого разного возраста.

— Сегодня в Беларуси на первый план вышла сила, которую до этого не особо воспринимали всерьез, — женщины: по субботам в Минске проходят протестные женские марши, а 17 сентября им в ответ прошел грандиозный женский форум «За Беларусь». Как же так получилось, что женщины оказались на передовой? 

— Начну с главного. Белорусский народ сделал свой судьбоносный выбор, и никакие «картинки» так называемых мирных протестных акций не могут его изменить. Выборы Главы государства состоялись в соответствии с национальным законодательством, есть официальные данные, соответствующие решению ЦИК, Верховного Суда Беларуси. Их транспарентность подтверждена авторитетными международными наблюдателями. Уверена, несмотря на беспрецедентную агрессию по сценариям «цветных революций», Беларусь устоит и продолжит свой курс развития. Пользуясь возможностью, благодарю всех, кто поддерживает нашу страну в этот непростой период.

Возвращаясь к сути вашего вопроса. Женщины в современной Беларуси всегда были активной частью общества. Да и по количественному составу населения нас 55 процентов! Женщины сегодня активно занимаются предпринимательством, возглавляют крупные предприятия, идут в политику. К примеру, более 140 тысяч объединены в рядах крупнейшей организации «Белорусский союз женщин». В Парламенте страны сегодня более трети — женщины. В моем понимании наша миссия на Земле — дарить жизнь, созидать, а не разрушать. 

— Есть и те, кто стоит на иных позициях. Как услышать друг друга? 

— К сожалению, нынешним летом мы увидели и других женщин, на митингах призывающих к неповиновению закона, раскачивающих общество в целях далеко не безобидных. А потом авторы неудавшегося блицкрига по слому государства поменяли мизансцену — на передний план вышли женщины в светлых одеждах, с цветами. Вам это ничего не напоминает? Те же революции роз, бархатные революции, оранжевые... Вот только нельзя не видеть, что маршруты женских субботних «хождений» определяются за пределами страны и диктуются Telegram‑каналами! Так какой же это «мирный» протест? И тем не менее все мы белорусы. И нельзя допустить, чтобы наша страна была разрушена, а общество окончательно разделилось, породив гражданскую войну. Именно поэтому состоялся женский форум «За Беларусь», где мы, женщины, высказали свою твердую позицию и готовы ее отстаивать. Именно поэтому в городах и селах работают предприятия, дети сели за парты, хотя нас призывали не отправлять детей в школы и бастовать, не платить налоги и разрушать все в ожидании зарубежных подачек. Сейчас я как депутат работаю в своем округе, в Борисовском регионе. Поверьте, в стране идет нормальная жизнь. И неверно только по «картинкам» протестных акций судить сегодня о Беларуси.

— «По ту сторону баррикад» оказались и молодые люди. Неужели все то, чем гордились мы, наше поколение, ничего не значит для наших детей? 

— Молодежи свойственен бунтарский дух. Они более мобильны, эмоциональны, и, к сожалению, ими легче манипулировать. Конечно, определенная часть участников акций имеет свою точку зрения на события. Вместе с тем они участвуют в несанкционированных мероприятиях. И отношение власти к таким процессам иным быть не может. В отношении темы «отцы и дети». Неверно масштабировать «картинку» на всю молодежь. В большинстве своем она талантливая, прекрасная и ценит свое Отечество. Хотя налицо и пробелы — как в семейном воспитании, так и в целом. Думаю, корни их и в переломных девяностых: большая страна разрушена, ценности государства для части людей в силу тех или иных причин, материальных, оказались не­убедительными. Либо наоборот, избыточных материальных благ, когда мир открыт и все можно и нужно сейчас и сразу, и неважно, какой ценой. Опять же, мышление формировалось не столько на чтении хороших книг и традиционных медиа, а всепоглощающей медиасредой, у которой свои законы и свои ловко расставленные сети. Нельзя сбрасывать со счета и целенаправленную работу ряда стран по «освежению» своих человеческих ресурсов. Всегда ценились наши кадры — профессионально подготовленные, с желанием работать. Отсюда и «промывание мозгов» по зарубежным грантам специальных фондов. В открытую ведь озвучивается и сейчас, что на поддержку СМИ, протестных настроений в Беларуси планируется выделить более 50 миллионов евро. Уж никак не на цели «свою Родину любить». Скорее наоборот...

Лилия Ананич: Из этих сложных испытаний Беларусь выйдет более сильной. Так было не раз.
РОМАН ЩЕРБЕНКОВ

— Против Беларуси развязана самая настоящая информационная война. Верно ли, что первый раунд этой войны официальная власть и государственная пресса проиграли? Сила слова — в чем она сейчас? 

— Информационная война развязана давно, и не только против Беларуси. Риторика в отношении Беларуси и России давно схожа. Санкции и двойные стандарты против наших стран всегда подкреплялись информационным оружием. Сейчас мы переживаем агрессию против Беларуси с использованием всей разрушительной мощи информационных технологий. Надо признать, имела место неготовность традиционных медиа работать в условиях информационной агрессии. Или, точнее, недостаточность интернет‑вектора такой работы. Во многом потому, что белорусская журналистика заточена больше на созидание. А здесь приходится осваивать технологию разрушения негативного влияния, потока мифов, фейков и самого разного калибра вбросов. Опять же, в агрессивном арсенале против нас и буллинг, и травля за убеждения, и армии ботов, и даже угрозы физической расправой, в том числе журналистам и их семьям за их государственную позицию. К сожалению, есть факт даже поджога автомобиля одного из руководителей государственной газеты. И тем не менее по понятным причинам не все формы таких атак могут быть использованы государственной прессой.

— В нашей газете мы стараемся делать упор на позитивные новости, гордимся тем, что мы — «территория добра». Получается, добро уже не в моде?

— В условиях «цветных революций» очень важна журналистская солидарность, что и продемонстрировано представителями СМИ России. Важен и потенциал союзных СМИ. Как бы ни было трудно, но запрос на добро и правду никто не отменял. Особенно когда стали понятны истинные цели «цветных» замыслов.

— Мы, россияне, с болью наблюдаем, какой ущерб наносится сегодня экономике Беларуси, как страна на глазах из стабильной державы превращается в страну неблагополучия... 

— Позволю себе не согласиться с такой оценкой. Конечно, нельзя недооценивать ситуацию. Но, повторюсь, неверно только в протестных акциях видеть сегодняшнюю Беларусь. Мы не одни. С нами Россия, Китай, страны СНГ, целый ряд государств на других континентах. Нам нужно сообща развивать потенциал Союзного государства, Евразийского экономического союза. Многое предстоит сделать. Важнейшая составляющая дальнейшего развития Беларуси — это социальная стабильность. Задачи масштабные. Предстоит серьезная работа над обновлением главного закона страны — нашей Конституции. Идет подготовка к Всебелорусскому народному собранию. Страна живет и работает. И как не раз было в нашей истории, сумеет выстоять в сложных испытаниях и выйти из них более сильной.

Ольга Герасименко

gerasimenko@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter