Запрограммированный гектар

Мелиорированные земли Гомельщины постепенно скудеют и выпадают из сельскохозяйственного оборота по причине финансового "недокорма".
Мелиорированные земли Гомельщины постепенно скудеют и выпадают из сельскохозяйственного оборота по причине финансового "недокорма".

Масштабность проблемы проще оценить, располагая некоторыми объективными данными.

В южной области мелиорированных земель 529,4 тысячи гектаров, что составляет 42 процента от всех сельхозугодий. Исторически они служили базой животноводства: до 1991 года продуктивность мелиорированного гектара превышала 30 центнеров кормовых единиц. Однако за последнее десятилетие объемы работ по реконструкции земель уменьшились в 13 раз, а на текущие ремонтно-эксплуатационные работы средств выделялось менее половины от минимально необходимых. В результате практически каждый третий гектар выпадает из сельскохозяйственного оборота.

Образно говоря, луга и поля попали как бы в зону катаклизма, только не природного, а экономического характера. "Стихийное бедствие", впрочем, буйствовало до поры: государство, понятно, не могло оставить без внимания и вмешательства острую региональную проблему.

Две программы были приняты на правительственном уровне. Одна из них официально называется "Сохранение и использование мелиорированных земель на 2000 - 2005 годы". По сути, это - план возрождения, и конечная цель прописана четко: к 2005 году повысить продуктивность пашни до 44,1 кормовой единицы с гектара, а луговых угодий - до 27,1 кормовой единицы. На бумаге намерения выглядят убедительно, особенно подкупают вот эти десятые доли кормовой единицы: они показывают, как четко все подсчитали специалисты, как реалистично спрогнозировали.

Как же выполняется программа, основополагающий ее раздел о вложении инвестиций?

В прошлом году государственная целевая программа была профинансирована на 40 процентов, в том числе за счет средств республиканского бюджета - на 20 процентов.

Так обстоит дело с выполнением одной программы, а есть и другая - "Инженерные водохозяйственные мероприятия по защите населенных мест и сельскохозяйственных угодий от наводнения в наиболее паводковых районах Полесья". Этой весной о ней не пришлось вспоминать всей общественностью, потому что Бог и природа "помиловали" страну от наводнения. Но это скорее исключение, а поскольку год на год не приходится, то не довелось бы в 2003-м в авральном уже порядке ревизировать: что не сделано, почему упустили? Вероятность такого поворота событий достаточно велика, поскольку в 2001 году программа противопаводковых мероприятий была профинансирована лишь на 20 процентов.

В нынешнем году на реализацию программ Министерство финансов из республиканского бюджета выделило: на первую - 20 процентов от предусмотренных годовых объемов финансирования, на вторую - 13 процентов. По действующим этим программам Гомельщина должна была получить 11,1 миллиарда рублей.

Сопоставление цифр - на бумаге и в наличии - говорит само за себя: либо прогнозы были липовые, либо контроль за исполнением никудышный. Но так или эдак, все одно плохо... Ведь восстановление мелиорированных систем позволяет на порядок уменьшить поступление радионуклидов в продукцию растениеводства.

Стоит вспомнить, что ракурсу безопасного проживания населения в зоне уделил особое внимание Президент, когда 26 - 27 апреля 2001 года совершал традиционный визит в районы Гомельской области, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Тогда еще он дал поручение разработать комплексную программу "Реабилитация мелиорированных земель, загрязненных радионуклидами, в Республике Беларусь". Министерство сельского хозяйства и продовольствия поручение выполнило и программу предложило. Только вот до сих пор она правительством не принята.

Чиновничья ли волокита тому причиной, или же опасения насчет того, что родится еще одно многостраничное, но не обеспеченное ресурсами пожелание, - с точки зрения жителя зоны не так уж важно. Он, может, и не знает, откуда, сколько и почему не поступило денег. Ему достаточно наблюдать, как на окраине родной деревни у него на глазах заболачивается тот лужок, на котором он по устоявшейся давней привычке косил сено для своей коровы. Достаточно для того, чтобы испытать чувство заброшенности аж до следующей печальной годовщины ядерной аварии. Ведь если сказано и не сделано - то судят об этом люди, вынося вердикт не в пользу властных структур, сочиняющих невыполнимые планы или проваливающих их.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter