Уровень белорусских мастеров аэрографии растет, за красивым рисунком на кузов машины к минским художникам едут не только из регионов, но и из России, Украины, Литвы и Польши. Сколько же стоит нанести ветку сакуры на автомобиль, и как легализовать рисунок? В премудростях тюнинга разбиралась корреспондент «Р».
Андрей ОСИПОВ на фоне своей работы.
Фото из личного архива Андрея ОСИПОВА
Андрей ОСИПОВ на фоне своей работы.
Фото из личного архива Андрея ОСИПОВА
Минчанин Андрей Осипов один из самых известных мастеров аэрографии в стране. Этим искусством выпускник Художественной академии занимается уже более 15 лет. Холстами ему служат не только бумага, но и тела девушек-моделей, стены, посуда, бассейны и даже холодильники — бывали и такие заказы. В последнее время увеличилось число желающих нанести аэрографию на автомобиль. «Татуируют» не только кузов, но и запаску, и диски.
Интересуюсь, какая тематика в тренде у белорусских автомобилистов.
— Механика, космос, природа и, естественно, животные — темы вечные. Иногда просят исполнить рисунок, связанный с профессией или хобби. На машине охотника уместно будет выглядеть горный олень или бурый медведь, а у владелицы цветочного магазина — ветка сакуры, — фантазирует Андрей Осипов. — Даже привычные изображения можно интересно обыграть. Главное, чтобы сюжет рисунка соответствовал «характеру» автомобиля.
Среди заказчиков хватает любителей белорусского. «Одному летчику аиста на мотоциклетный шлем нарисовал. Получилось весьма эффектно, — Андрей листает свое портфолио, работы и правда весьма зрелищные. — Молодежь иногда просит белорусский флаг или герб нанести, орнамент заказывали».
Вопреки расхожему мнению, будто аэрографию делает молодежь, большинство заказчиков Осипова — люди средних лет, состоятельные и со вкусом. «Им мало просто купить, к примеру, «Порше» и ездить на нем, они ищут что-то уникальное», — за годы практики вкусы своих клиентов художник изучил от и до.
По словам Андрея, чтобы набить руку мастеру аэрографии нужно около 3—5 лет постоянной практики:
— Новички в этом ремесле поначалу используют трафарет, который облегчает процесс нанесения рисунка, но ручная художественная роспись ценится выше.
В «джентльменском» наборе автомобильного татуировщика должно быть около 8—10 аэрографов для каждого цвета краски. Они отличаются по функциям: для заполнения фона, для тонких линий. Стоимость такого инструмента может достигать 850 долларов. Краска тоже не из дешевых. В мастерской Андрея нахожу профессиональную краску с эффектами трещин, хамелеона, крокодиловой кожи. Стоимость некоторых из этих материалов достигает 700 долларов за литр.
Процесс росписи машины достаточно трудоемкий: сначала демонтируют дверные ручки, зеркала, бамперы. Затем поверхность очищают и матируют, чтобы краска легла ровно и надолго. Предварительно стоит проверить, нет ли на машине царапин и сколов, иначе эти дефекты дадут о себе знать даже через краску. После нанесения рисунка покрывают работу лаком в несколько слоев, полируют.
Машина с таким рисунком мойки не боится. Сложнее всего восстановить картинку после ДТП. Андрей вспоминает, как реставрировал один «Мерседес» с перламутровым эффектом: нужный оттенок краски подбирал несколько дней. Кстати, некоторые небольшие дефекты умелый мастер сможет обыграть в рисунке, но если хотите убрать царапину, то лучше купить виниловую наклейку.
Аэрография и винил — это не только способ самовыражения, но и отличное противоугонное средство. Увести машину с диким волком или сценой средневековой баталии на капоте решится не каждый. В Питере при некоторых автосалонах работают художники аэрографии, которые наносят рисунки по желанию покупателя прямо на новые машины, чтобы у преступников не возникало желания их угонять.
Разумеется, мастеру проще работать, когда заказчик знает, чего хочет. Клиенты к Андрею приходят со словами вроде «хочу пантеру на капоте», но как это будет выглядеть, они не представляют. Поэтому художник создает несколько эскизов в фотошопе, из которых клиент выбирает понравившийся вариант.
— Можно добиться эффекта сусального золота, можно вклеить в рисунок стразы Сваровского, а можно украсить подсветкой, просверлив отверстия для диодов в кузове, — идей у Андрея Осипова хватает. — Есть возможность внедрить оргстекло в элементы автомобиля, а сверху покрыть прозрачной краской. Подсветку включают — и весь рисунок светится.
Возможности дизайна ограничены разве что толщиной кошелька. На итоговый чек влияют количество цветов, вид техники, площадь и плотность рисунка. Стоимость зависит также от сложности сюжета, срока выполнения и профессионализма мастера.
Обзвонив несколько столичных СТО, которые предлагают подобную опцию, выяснила: цены на аэрографию варьируются от 300 долларов за монохромное изображение и до 1,5 тысячи за полноцветную работу. Некоторые отдают под рисунок машину целиком. В таком случае ценник выше — около 3 тысяч. Касаемо сроков — на работу уходит от двух дней до нескольких месяцев.
К получившейся сумме за рисунок плюсуйте штрафы от инспекторов ГАИ: в нашей стране аэрография запрещена.
— Слишком броские и вычурные изображения на автомобиле или мотоцикле отвлекают внимание других водителей, — объяснил Андрей Зеленко, госавтоинспектор ОГАИ Центрального района Минска. — На этот счет в Правилах дорожного движения есть пункт 194.13, согласно которому в дорожном движении не могут участвовать транспортные средства с внешне видимыми наклейками или рисунками, кроме тех, которые размещены в качестве рекламы. За нарушение предусмотрен штраф — до 1 базовой, повторное попадание в течение года — от 2 до 5 базовых.
Однако у инспекторов ГАИ вызывают вопросы не столько сами рисунки, сколько отсутствие техосмотра, который невозможно пройти при наличии «узоров» на машине. В УП «Белтехосмотр» пояснили, что изменение цвета допускается, но другой оттенок не должен занимать более трети от цвета, указанного в техпаспорте.
Пообщавшись с владельцами автомобильных арт-объектов узнала, каким образом им удается отстаивать право своей машины на неповторимый стиль. Так, одни на время прохождения техосмотра меняют разрисованные элементы — капот, крылья, двери — на обычные, другие закрашивают рисунок обычной гуашью, а третьи регистрируют машину в России, где аэрография разрешена, и ездят по Беларуси на российских номерах. Кстати, российские страховщики даже предлагают услугу страхования автомобильной аэрографии. Некоторые водители не выезжают на дороги, лишь участвуют в выставках тюнинга и автомобильных шоу.
Единственный способ легализовать аэрографию — оформить рисунок в качестве рекламы.
Кстати, некоторые минские автосервисы предлагают услугу нанесения временного рисунка, который продержится до одного года. С помощью специального средства его удалить в любое время не проблема. Такую работу можно сделать для праздников или мероприятий, а стоимость несравненно ниже постоянной аэрографии под лак.
Комментарий в тему
Андрей ЛЫЧ, госавтоинспектор ОГАИ Центрального района Минска:
— В Приложении № 4 к ПДД есть список неисправностей, при наличии которых автомобилю запрещено выезжать на дорогу. Например, нельзя устанавливать на кузов дополнительные предметы или наносить покрытия, которые не предусмотрены конструкцией автомобиля и которые ограничивают обзор дороги или ухудшают его. Это может стать причиной ДТП. Однако в этом пункте есть оговорка: можно красить машину двумя цветами, но один из цветов должен занимать не более 30% площади кузова, чтобы в случае совершения правонарушения на такой машине инспекторы могли без труда определить ее цвет.
Официально
Согласно Положению о порядке размещения и согласования наружной рекламы нельзя наносить рекламу на стекла, фары, регистрационные знаки и информационные надписи. Запрещено использовать покрытия и элементы, обладающие световозвращающим или зеркальным эффектом. Не допускается установка на транспортном средстве в рекламных целях внешних световых приборов, которые не предусмотрены изготовителем автомобиля.
Инна ГОРБАТЕНКО
gorbatenko_inna@mail.ru