Сколько же стоит нанести аэрографию на автомобиль, и как легализовать рисунок?

Запретная красота на капоте

Сколько же стоит нанести ветку сакуры на автомобиль, и как легализовать рисунок?
Уровень белорусских мастеров аэрографии растет, за красивым рисунком на кузов машины к минским художникам едут не только из регионов, но и из России, Украины, Литвы и Польши. Сколько же стоит нанести ветку сакуры на автомобиль, и как легализовать рисунок? В премудростях тюнинга разбиралась корреспондент «Р».


Андрей ОСИПОВ на фоне своей работы.
Фото из личного архива Андрея ОСИПОВА


Минчанин Андрей Осипов один из самых известных мастеров аэрографии в стране. Этим искусством выпускник Художественной академии занимается уже более 15 лет. Холстами ему служат не только бумага, но и тела девушек-моделей, стены, посуда, бассейны и даже холодильники — бывали и такие заказы. В последнее время увеличилось число желающих нанести аэрографию на автомобиль. «Татуируют» не только кузов, но и запаску, и диски. 

Интересуюсь, какая тематика в тренде у белорусских автомобилистов. 

— Механика, космос, природа и, естественно, животные — темы вечные. Иногда просят исполнить рисунок, связанный с профессией или хобби. На машине охотника уместно будет выглядеть горный олень или бурый медведь, а у владелицы цветочного магазина — ветка сакуры, — фантазирует Андрей Осипов. — Даже привычные изображения можно интересно обыграть. Главное, чтобы сюжет рисунка соответствовал «характеру» автомобиля. 

Среди заказчиков хватает любителей белорусского. «Одному летчику аиста на мотоциклетный шлем нарисовал. Получилось весьма эффектно, — Андрей листает свое портфолио, работы и правда весьма зрелищные. — Молодежь иногда просит белорусский флаг или герб нанести, орнамент заказывали». 

Вопреки расхожему мнению, будто аэрографию делает молодежь, большинство заказчиков Осипова — люди средних лет, состоятельные и со вкусом. «Им мало просто купить, к примеру,  «Порше» и ездить на нем, они ищут что-то уникальное», — за годы практики вкусы своих клиентов художник изучил от и до.

По словам Андрея, чтобы набить руку мастеру аэрографии нужно около 3—5 лет постоянной практики: 

— Новички в этом ремесле поначалу используют трафарет, который облегчает процесс нанесения рисунка, но ручная художественная роспись ценится выше. 

В «джентльменском» наборе автомобильного татуировщика должно быть около 8—10 аэрографов для каждого цвета краски. Они отличаются по функциям: для заполнения фона, для тонких линий. Стоимость такого инструмента может достигать 850 долларов. Краска тоже не из дешевых. В мастерской Андрея  нахожу профессиональную краску с эффектами трещин, хамелеона, крокодиловой кожи.  Стоимость некоторых из этих материалов достигает 700 долларов за литр.  

Процесс росписи машины достаточно трудоемкий: сначала демонтируют дверные ручки, зеркала, бамперы. Затем поверхность очищают и матируют, чтобы краска легла ровно и надолго. Предварительно стоит проверить, нет ли на машине царапин и сколов, иначе эти дефекты дадут о себе знать даже через краску. После нанесения рисунка покрывают работу лаком в несколько слоев, полируют.

Машина с таким рисунком мойки не боится. Сложнее всего восстановить картинку после ДТП. Андрей вспоминает, как реставрировал один «Мерседес» с перламутровым эффектом: нужный оттенок краски подбирал несколько дней. Кстати, некоторые небольшие дефекты умелый мастер сможет обыграть в рисунке, но если хотите убрать царапину, то лучше купить виниловую наклейку. 

Аэрография и винил — это не только способ самовыражения, но и отличное противоугонное средство. Увести машину с диким волком или сценой средневековой баталии на капоте решится не каждый. В Питере при некоторых автосалонах работают художники аэрографии, которые наносят рисунки по желанию покупателя прямо на новые машины, чтобы у преступников не возникало желания их угонять.   

Разумеется, мастеру проще работать, когда заказчик знает, чего хочет. Клиенты к Андрею приходят со словами вроде «хочу пантеру на капоте», но как это будет выглядеть, они не представляют. Поэтому художник создает несколько эскизов в фотошопе, из которых клиент выбирает понравившийся вариант.

— Можно добиться эффекта сусального золота, можно вклеить в рисунок стразы Сваровского, а можно украсить подсветкой, просверлив отверстия для диодов в кузове, — идей у Андрея Осипова хватает. — Есть возможность внедрить оргстекло в элементы автомобиля, а сверху покрыть прозрачной краской. Подсветку включают — и весь рисунок светится. 

Возможности дизайна ограничены разве что толщиной кошелька. На итоговый чек влияют количество цветов, вид техники, площадь и плотность рисунка. Стоимость зависит также от сложности сюжета, срока выполнения и профессионализма мастера. 

Обзвонив несколько столичных СТО, которые предлагают подобную опцию, выяснила: цены на аэрографию варьируются от 300 долларов за монохромное изображение и до 1,5 тысячи за полноцветную работу. Некоторые отдают под рисунок машину целиком. В таком случае ценник выше — около 3 тысяч. Касаемо сроков — на работу уходит от двух дней до нескольких месяцев. 

К получившейся сумме за рисунок плюсуйте штрафы от инспекторов ГАИ: в нашей стране аэрография запрещена.

— Слишком броские и вычурные изображения на автомобиле или мотоцикле отвлекают внимание других водителей, — объяснил Андрей Зеленко, госавтоинспектор ОГАИ Центрального района Минска. — На этот счет в Правилах дорожного движения есть пункт 194.13, согласно которому в дорожном движении не могут участвовать транспортные средства с внешне видимыми наклейками или рисунками, кроме тех, которые размещены в качестве рекламы. За нарушение предусмотрен штраф — до 1 базовой, повторное попадание в течение года — от 2 до 5 базовых. 

Однако у инспекторов ГАИ вызывают вопросы не столько сами рисунки, сколько отсутствие техосмотра, который невозможно пройти при наличии «узоров» на машине.  В УП «Белтехосмотр» пояснили, что изменение цвета допускается, но другой оттенок не должен занимать более трети от цвета, указанного в техпаспорте. 

Пообщавшись с владельцами автомобильных арт-объектов узнала, каким образом им удается отстаивать право своей машины на неповторимый стиль. Так, одни на время прохождения техосмотра меняют разрисованные элементы — капот, крылья, двери — на обычные, другие закрашивают рисунок обычной гуашью, а третьи регистрируют машину в России, где аэрография разрешена, и ездят по Беларуси на российских номерах. Кстати, российские страховщики даже предлагают услугу страхования автомобильной аэрографии. Некоторые водители не выезжают на дороги, лишь участвуют в выставках тюнинга и автомобильных шоу.

Единственный способ легализовать аэрографию — оформить рисунок в качестве рекламы.

Кстати, некоторые минские автосервисы предлагают услугу нанесения временного рисунка, который продержится до одного года. С помощью специального средства его удалить в любое время не проблема. Такую работу можно сделать для праздников или мероприятий, а стоимость несравненно ниже постоянной аэрографии под лак.


Комментарий в тему

Андрей ЛЫЧ, госавтоинспектор ОГАИ Центрального района Минска:

— В Приложении № 4 к ПДД есть список неисправностей, при наличии которых автомобилю запрещено выезжать на дорогу. Например, нельзя устанавливать на кузов дополнительные предметы или наносить покрытия, которые не предусмотрены конструкцией автомобиля и которые ограничивают обзор дороги или ухудшают его. Это может стать причиной ДТП. Однако в этом пункте есть оговорка: можно красить машину двумя цветами, но один из цветов должен занимать не более 30% площади кузова, чтобы в случае совершения правонарушения на такой машине инспекторы могли без труда определить ее цвет.

Официально

Согласно Положению о порядке размещения и согласования наружной рекламы нельзя наносить рекламу на стекла, фары, регистрационные знаки и информационные надписи. Запрещено использовать покрытия и элементы, обладающие световозвращающим или зеркальным эффектом. Не допускается установка на транспортном средстве в рекламных целях внешних световых приборов, которые не предусмотрены изготовителем автомобиля.

Инна ГОРБАТЕНКО

gorbatenko_inna@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter