Запретительство и жизнь

Сколько бы ни твердили, что алкоголь — универсальный яд, а статистика его потребления с каждым годом выглядит...

Сколько бы ни твердили, что алкоголь — универсальный яд, а статистика его потребления с каждым годом выглядит все более удручающе. О масштабах увлечения спиртным с тревогой говорят не только медики, но и милиция. Министерство внутренних дел разработало предложения по изменению в законодательство, направленные на ограничение доступности алкоголя. Что и почему необходимо менять, рассказал начальник управления профилактики главного управления охраны правопорядка и профилактики МВД Олег КАРАЗЕЙ.


— Так почему  же люди спиваются?


— Да потому, что существенных мер, которые реально повлияли бы на ситуацию со спиртным, не принимается. Вот посмотрите, недавно в СМИ прошла информация, что на уровне Совмина мы ограничили продажу ординарных плодово–ягодных вин. Это решение ничего не изменит, потому что их производилось всего полтора процента от общего количества так называемых «чернил». Та же ситуация и с остальными мерами. Возьмем госпрограмму борьбы с пьянством и алкоголизмом. Там сказано, что надо сократить количество правонарушений, совершаемых в пьяном виде, смертность, но в ней нет задачи снижения потребления спиртного! Мы боремся со следствием, а не с причиной. 10 лет назад у нас потребление было до 9 литров абсолютного алкоголя на душу населения. Сейчас — уже более 13. Половина выпитого — водка. Потом идут плодовые вина. Качественного алкоголя, например, виноградных вин у нас пьют мало.


— Поэтому я каждый вечер вижу пьяных на улице?


— Пьяные на улицах — самое меньшее из зол. Есть такое понятие «смертность от внешних причин». За год от отравления алкоголем погибает в 4 раза больше людей, чем от рук убийц. Причем, думаете, травятся суррогатами? Нет, по статистике Минздрава, в 93 процентов случаев это доброкачественная, продаваемая в наших магазинах продукция. Просто пьют очень много, потому что все легкодоступно. Есть еще целый букет заболеваний, которые являются следствием употребления алкогольных напитков. Потом ДТП, несчастные случаи на производстве, что приводит к инвалидности. Наконец, социальное сиротство. На нейтрализацию этих явлений тратятся огромные деньги. Уже подсчитано, что все эти выплаты в 8 раз превышают прибыль, которую государство получает от реализации спиртных напитков. Нам надо наконец определиться. Либо здесь и сейчас зарабатываем, условно говоря, 1 миллион, или, проводя правильную алкогольную политику, получаем в итоге 8 миллионов.


— Что предлагает МВД и как эти предложения будут реализовываться?


— Никаких особых механизмов реализации не потребуется. Речь идет о внесении изменений в действующее законодательство. Это не так уж сложно, и наши предложения не новы. Об этом же постоянно говорит Минздрав, нас поддерживает МЧС.


Для решения проблемы алкоголизации нужно принимать целый комплекс мер. Если запретить что–то одно, это ничего не даст. Во–первых, необходима регламентация времени и дней продажи спиртного, упорядочивание количества и расположения объектов, которые реализуют алкогольную продукцию. Возьмем Скандинавские страны. Они близки нам и по климату, и по расположению. Сейчас у них потребление алкоголя в разы меньше, чем у нас. А ведь, скажем, в Норвегии в свое время были очень большие проблемы со спиртным. Нация спивалась, и так было до тех пор, пока на уровне государства не приняли решение с этим бороться. Теперь у них не продают спиртное до 11 часов утра, в ночное время и в выходные. Количество точек, реализующих алкогольную продукцию, также намного меньше. К примеру, в Исландии один магазин, торгующий напитками крепче 5 градусов, приходится на 16 тысяч человек. Это примерно как на наш районный центр.


Еще одна мера — увеличение стоимости продукции. Остро стоит вопрос о скрытой рекламе. Мы считаем, что должен быть установлен запрет на рекламу любой продукции брэнда, даже если это обычная вода, если под этим брэндом производится еще и алкоголь. Если идти дальше, нужно, чтобы производитель наносил предупреждение о вреде продукции для здоровья, как на сигаретах. И так далее. Если мы ограничимся только информационной кампанией, что и предусмотрено в госпрограмме по борьбе с пьянством и алкоголизмом, результата, по моему мнению, не будет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter