Эксперт о том, как Беларусь преодолевает санкции против поставок на зарубежный рынок калийных удобрений

Запретили кормить… себя

Александр Лукашенко на церемонии вручения верительных грамот послами иностранных государств напомнил, что наша страна обеспечивает свою продовольственную безопасность, а также может выступать ее донором:

«Мы готовы возобновить сотрудничество в этой жизненно важной сфере, особенно по поставкам не только продовольствия, но и минеральных удобрений, без которых продовольствия не бывает. Нужна лишь политическая воля правящих кругов Запада». Ранее министр иностранных дел Владимир Макей в Нью-Йорке встретился с Генеральным секретарем ООН и передал ему ответное послание Президента Беларуси в поддержку инициативы генсека по оказанию гуманитарной помощи в рамках глобальной борьбы с голодом. Владимир Макей выразил поддержку усилиям ООН по преодолению кризисной ситуации в сфере глобальной продовольственной  безопасности, обратив внимание на возможную роль и потенциал Беларуси в этом вопросе. В частности, министр иностранных дел призвал к снятию санкций с производимых в республике удобрений. Ранее в МИД Беларуси неоднократно заявляли, что Минск надеется на более активную позицию ООН в вопросах доступа на мировые рынки белорусского хлоркалия. Но при этом мы и сами не сидим сложа руки.

Перегрузочный комплекс «Бронка».
industryspb.ru

Если цену на азотные удобрения до 70—90 процентов определяет стоимость природного газа, то ценовую конъюнктуру фосфорных и калийных удобрений в большей степени — спрос и предложение, а также транспортные расходы. Поэтому логистическая инфраструктура в калийной отрасли играет решающую роль.

Литва в одностороннем порядке нарушила межправительственное соглашение о железнодорожном сообщении и прекратила принимать поезда из Беларуси, которые транспортировали белорусский калий в клайпедский порт для отгрузки зарубежным клиентам. Решение литовского правительства становится еще более непонятным, если учесть, что распоряжением президента Соединенных Штатов еще в 2017 году калийные удобрения отнесены к категории стратегических продуктов, обеспечивающих национальную безопасность США, всего таких продуктов 34. А накануне правительство Литвы получило письменные обращения нескольких американских компаний, импортеров белорусского калия, в них содержался призыв не препятствовать транзиту и поставкам калия на американский рынок. То есть Литва запретила экспорт стратегического продукта, от которого зависит обеспечение национальной безопасности США, ссылаясь на интересы Соединенных Штатов и сорвав при этом контракты американских компаний. Вы что-нибудь понимаете?

В условиях санкций для успешного экспорта Александр Лукашенко потребовал от транспортного сектора виртуозной логистики и одобрил проект межправительственного соглашения с Россией о перевалке белорусских грузов через российские порты. Заместитель Премьер-министра Анатолий Сивак заявил, что работа идет полным ходом с использованием портовой инфраструктуры России.

Для перевалки белорусских грузов через порт Мурманской области и отправки их в Китай и Индию по Северному морскому пути уже выбраны две площадки. Осталось утрясти некоторые формальности, и на новом калийном маршруте включат зеленый свет. Возводятся собственные портовые мощности на базе глубоководного перегрузочного комплекса «Бронка» под Санкт-Петербургом. Теперь вагонов потребуется больше, потому что сухопутное плечо калийного маршрута значительно увеличилось. Однако часть минераловозов для транспортировки по железной дороге калийных удобрений осталась в Украине. Судя по заявлениям украинской стороны, она не намеревается их возвращать. Значит, надо наращивать их собственное производство.

Беларусь находится под санкционным прессом Запада с осени 1997-го. За прошедшие годы наша экономика показала, что способна не только выживать, но и жить и развиваться. А в ситуации с калийными удобрениями не надо забывать: по вине наших западных «парт-неров» на фоне надвигающегося глобального кризиса потребности мирового рынка в калийных удобрениях стремительно растут. Поэтому Беларусь, перестроив логистику, экспортный потенциал по данной товарной позиции, имеет все шансы не просто восстановиться, а существенно увеличить.

Георгий ГРИЦ, профессор ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter