«Мы готовы возобновить сотрудничество в этой жизненно важной сфере, особенно по поставкам не только продовольствия, но и минеральных удобрений, без которых продовольствия не бывает. Нужна лишь политическая воля правящих кругов Запада». Ранее министр иностранных дел Владимир Макей в Нью-Йорке встретился с Генеральным секретарем ООН и передал ему ответное послание Президента Беларуси в поддержку инициативы генсека по оказанию гуманитарной помощи в рамках глобальной борьбы с голодом. Владимир Макей выразил поддержку усилиям ООН по преодолению кризисной ситуации в сфере глобальной продовольственной безопасности, обратив внимание на возможную роль и потенциал Беларуси в этом вопросе. В частности, министр иностранных дел призвал к снятию санкций с производимых в республике удобрений. Ранее в МИД Беларуси неоднократно заявляли, что Минск надеется на более активную позицию ООН в вопросах доступа на мировые рынки белорусского хлоркалия. Но при этом мы и сами не сидим сложа руки.
Перегрузочный комплекс «Бронка».
Если цену на азотные удобрения до 70—90 процентов определяет стоимость природного газа, то ценовую конъюнктуру фосфорных и калийных удобрений в большей степени — спрос и предложение, а также транспортные расходы. Поэтому логистическая инфраструктура в калийной отрасли играет решающую роль.
Литва в одностороннем порядке нарушила межправительственное соглашение о железнодорожном сообщении и прекратила принимать поезда из Беларуси, которые транспортировали белорусский калий в клайпедский порт для отгрузки зарубежным клиентам. Решение литовского правительства становится еще более непонятным, если учесть, что распоряжением президента Соединенных Штатов еще в 2017 году калийные удобрения отнесены к категории стратегических продуктов, обеспечивающих национальную безопасность США, всего таких продуктов 34. А накануне правительство Литвы получило письменные обращения нескольких американских компаний, импортеров белорусского калия, в них содержался призыв не препятствовать транзиту и поставкам калия на американский рынок. То есть Литва запретила экспорт стратегического продукта, от которого зависит обеспечение национальной безопасности США, ссылаясь на интересы Соединенных Штатов и сорвав при этом контракты американских компаний. Вы что-нибудь понимаете?
В условиях санкций для успешного экспорта Александр Лукашенко потребовал от транспортного сектора виртуозной логистики и одобрил проект межправительственного соглашения с Россией о перевалке белорусских грузов через российские порты. Заместитель Премьер-министра Анатолий Сивак заявил, что работа идет полным ходом с использованием портовой инфраструктуры России.
Для перевалки белорусских грузов через порт Мурманской области и отправки их в Китай и Индию по Северному морскому пути уже выбраны две площадки. Осталось утрясти некоторые формальности, и на новом калийном маршруте включат зеленый свет. Возводятся собственные портовые мощности на базе глубоководного перегрузочного комплекса «Бронка» под Санкт-Петербургом. Теперь вагонов потребуется больше, потому что сухопутное плечо калийного маршрута значительно увеличилось. Однако часть минераловозов для транспортировки по железной дороге калийных удобрений осталась в Украине. Судя по заявлениям украинской стороны, она не намеревается их возвращать. Значит, надо наращивать их собственное производство.
Беларусь находится под санкционным прессом Запада с осени 1997-го. За прошедшие годы наша экономика показала, что способна не только выживать, но и жить и развиваться. А в ситуации с калийными удобрениями не надо забывать: по вине наших западных «парт-неров» на фоне надвигающегося глобального кризиса потребности мирового рынка в калийных удобрениях стремительно растут. Поэтому Беларусь, перестроив логистику, экспортный потенциал по данной товарной позиции, имеет все шансы не просто восстановиться, а существенно увеличить.
Георгий ГРИЦ, профессор ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии».