Что делать с негативными эмоциями?

Запрещенные эмоции

— Возьми мой букет... Не плачь! Встань с земли, — мой сын нервничает: его подруга Ася закатила истерику на детской площадке.

— Мама, — скажет он потом, — почему она так часто злится и плачет?

И я, конечно, уточню при случае у Асиной мамы, что там было к чему.

— Просто плакала, была недовольна тем, что уронила букет из листьев, а ветер тут же его подхватил. Хотела полежать на земле и постучать ногами. Плохие эмоции так же важны, как и хорошие.

И я задумалась над этим утверждением.

Да, действительно, мой сын болезненно воспринимает, когда кто-то из детей начинает проявлять так называемые негативные эмоции. Всегда участвует. Успокаивает, отвлекает, однажды даже деньги предлагал ребенку, только чтобы тот не буянил. Я даже подозреваю, что он копирует мои действия. Нет, деньги за утертые слезы я не плачу, но, когда дети идут вразнос, всячески пытаюсь урегулировать ситуацию. Особенно если все происходит в общественном месте. И дело не в том, что мне стыдно за своих «невоспитанных» детей. Хотя и стыдно тоже. Просто я не считаю, что у меня есть право нарушать покой других людей. И здесь я, конечно, настолько права, насколько, видимо, и не права с психологической точки зрения.

Я продукт социалистического воспитания. А впрочем... Просто продукт воспитания, которое в классических аристократических семьях гораздо строже, чем то наше советское «будь хорошей девочкой». Но с нынешними веяниями про свободу выражения личности все это, безусловно, уже выглядит прошлым веком. 

Ровная спина, вежливая речь, сдержанные манеры... Возможно, скоро все это будет просто смешным, но мы, жители прошлого века, многие свои чувства были приучены держать в себе. 

И я не приду на день рождения подруги с кислым лицом, даже если мне очень не очень. Не разрыдаюсь на людях (кинотеатр не в счет). Не закричу, даже если это в ответ. А как бы хотелось! 

Как-то стала свидетелем: на светофоре два парня подрались, кто-то кого-то подрезал. Они уже парочку светофоров ругались в приоткрытые окна, а на третьем один выскочил, попросил второго открыть окошко на одно словечко и... в форточку кулаком раз-раз! Второй взбесился, из машины выпрыгнул — развлекли пробку. Я часто этот случай вспоминаю, когда говорят, что не нужно сдерживать эмоции — так и представляю себя на их месте. Бац-бац! Но только в фантазиях. 

Фантазии часто приходят на помощь. Стою в бесконечной очереди, томлюсь, представляю, как бы взяла и выгнала всех людей из магазина. Одна бы осталась. И все 25 касс ждали бы только меня! А так смотрю, как неспешно выкладывает на ленту свой товар покупательница, и столько эмоций — могла бы тоже упасть на пол и начать стучать ногами. Хорошо, что я из древних, закомплексованных. 

Я, если разобраться, много чего не делаю и не произношу вслух, как и вы, скорее всего. Все свое расстройство уношу и потихоньку с ним разбираюсь, посмеюсь, пофантазирую или просто закрою глаза. Вот с точки зрения здоровья это никуда не годится, потому что психосоматика дает о себе знать и все эти непростые негативные эмоции потом могут запросто обернуться ОРВИ. Но окружающим людям совсем не интересно мое плохое. Да, в детстве во мне закопали зерно этой мысли и взращивали росток: будь хорошей позитивной девочкой всем на радость. И я стараюсь!

Мой сын, видя эту позицию, конечно, повторяет за мной. Ему нравится, когда его воспринимают веселым парнем. Но и его букет тоже падает в грязь. Тогда Филипп злится. Отворачивается, багровеет и убегает спрятаться. Я не учила его этому. Но он, как и я, запрещает себе быть плохим и злым. 

Ой, какой ужасный сюжет был в картине с похожим названием. Зак Эфрон сыграл красавца семьянина, который во всем был хорош, но вдруг оказался серийным убийцей. И я думаю: а вдруг вот такие запреты и правда провоцируют в людях внезапный, неожиданный, тайный выход агрессии? От мысли этой стало так жутко, что я начала пересматривать свои установки. Нет, сама хамить и драться еще не принялась, но уже разрешила ребенку разорвать прямо на глазах у педагога по рисованию картину, которая, по его мнению, не удалась настолько, что ее следовало уничтожить прилюдно. Учитель был в замешательстве, расстроился, пытался успокоить Филиппа. Видно, и в нем отозвались все эти запреты. Да и я до сих пор не могу точно сказать, верно ли поощрять у ребенка прилюдный выход негативных эмоций. 

Глубокая тема. Что вы думаете?

Т.С.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter