Источник: Знамя юности
Знамя юности

Тьютор Вероника Орещенко – об учениках, их родителях и разрушительной силе жалости

«Заправляя за ребенка постель, вы мешаете ему развиваться»

Вероника Орещенко четвертый год работает тьютором (а если правильно – воспитателем индивидуального сопровождения учащегося с аутистическими нарушениями) в минской средней школе № 187.  Весь день она проводит рядом с 16-летним Лешей, который в этом году оканчивает 9-й класс. По просьбе «Знаменки» Вероника поделилась своими мыслями о детях, родителях и разрушительной силе жалости.



…Я окончила БГУ, став специалистом по социальной работе. Почему решила переквалифицироваться в тьюторы? Потому что всегда любила детей и творчество, а без последнего в нашем деле никак. Например, когда только начала сопровождать Лешу, он очень плохо запоминал информацию, особенно если речь шла о пересказе. При этом счет, цифры всегда были его коньком. В результате научила Лешу при пересказе загибать пальцы на каждое слово, будто считаешь. Сказал «много» – загнул большой палец, «путешествовал» – указательный, «по России» – средний. Так мы на днях учили биографию Горького.

…За то время, что работаем вместе, Леша стал лучше читать и запоминать стихи, научился находить нужный кабинет без моей подсказки, может сам купить в буфете вафлю или халву. Многое из этого стало возможным благодаря «социальным историям»: я раскладываю любое действие на этапы и подробно зарисовываю в тетради каждое из них. Если речь, к примеру, о буфете, то я рисую очередь, в которой необходимо постоять, кошелек с деньгами, продавца, которому нужно сказать: «Дайте мне, пожалуйста…»


…Но если вдруг что-то идет не по плану, дети с аутистическими нарушениями начинают паниковать. Как-то в буфете Леше сказали: «Нету сдачи!» – и он прибежал в класс, несколько раз перетряхнул кошелек и рюкзак, видимо, в надежде найти монетку помельче. Пришлось проработать и такую ситуацию.

…Одно из главных достижений последних лет – подросток начал сам ходить в школу. Для этого я несколько месяцев встречала его в семь утра: сначала – возле дома, затем – за магазином, у перекрестка. Так постепенно он стал сам преодолевать этот путь.

…У детей с аутизмом проблемы со «считыванием» эмоций: плохо понимают, когда другой человек грустит, устал, раздражен. Но если Леша нарушает правила (например, на уроке стукнул кулаком по парте), мне достаточно строго на него взглянуть, и он говорит: «Понял. Злиться не буду». Для нас это маленькая победа.

…Если у моего подопечного не получается вспомнить задание или он не в настроении (хлопает в ладоши, стучит ручкой), мы можем выйти из класса в комнату отдыха. Или я просто беру его за руки и, глядя в глаза, говорю: «Все будет хорошо!» Это помогает.


…Я не раз сопровождала Лешу в бассейн, тренажерку, батутный парк. Таким ребятам, как мой подопечный, обязательно нужна хорошая физнагрузка, чтобы выплеснуть энергию: если она накопится, будет взрыв.

…Чему я научилась у него? В первую очередь выдержке и терпению. Работа с особенными детьми – это когда ты иногда делаешь один шаг вперед, а затем – три назад. К этому нужно быть готовым.

…У многих детей с аутизмом есть своя «суперсила», и это не миф. Кто-то отлично считает в уме, кто-то рисует удивительные картины. У Леши, например, прекрасный глазомер. Если на уроке трудового обучения ему показывают деталь и просят сделать такую же, будьте уверены: вы не найдете между ними ни одного отличия.

…Вместе со мной в школе работают еще четыре воспитателя индивидуального сопровождения. Здорово, что государство выделяет и оплачивает такие ставки. Мы с коллегами часто обсуждаем профессиональные моменты, делимся «секретными» приемами. Но то, что будет работать с одним учеником, для другого может оказаться бесполезным – все очень индивидуально.

…Одноклассники относятся к Леше так, как следует относиться: спокойно, ровно, без жалости. Леша очень любит игру «поймай меня», и хотя в 9-м классе мало кто хочет играть в догонялки, ребята делают для него исключение.
Вероника Орещенко уверена, что даже когда Леша окончит школу, они не «потеряются»

…Очень важно работать в связке с семьей. Если я учу одному, а родители – другому, результата не будет. В этом плане мне повезло: с Лешиной семьей мы в постоянном контакте.

…Детей с особенностями развития нельзя жалеть. Все, что в их силах, они должны делать сами, потому что каждое выполненное микрозадание – это новый шаг в развитии. Конечно, родителям проще и быстрее самим накормить, одеть, застелить постель. Но я всегда прошу не торопить и дать ребенку возможность сделать это самостоятельно.

…Это последний год, когда Леша учится в школе. Иногда думаю: кем он будет? Мне кажется, он бы мог хорошо работать с деревом или выполнять несложную работу на компьютере – например, набирать тексты. Скорее всего, с сентября я буду сопровождать другого ученика. Но связь с Лешей и его семьей не потеряю, просто наши отношения перейдут из профессиональных в личные.

…А вообще мы живем в хорошее время: сейчас не стыдно быть родителем особенного ребенка, как это было 20, 30 лет назад. Многие мамы и папы специально заводят аккаунты в соцсетях, где откровенно рассказывают о своих детях, их особенностях и маленьких победах. Сейчас ни в одной школе вам не скажут: «Какая учеба? Сидите дома!» Меня это не может не радовать.

КОМПЕТЕНТНО

Жанна СЛАВНИКОВА, заместитель директора по учебной работе средней школы № 187 Минска:

– Тьютора еще называют человеком-тенью. Это специалист, который сопровождает ученика на всех занятиях: контролирует его внимание, чтобы тот не отвлекался, «переводит» объяснения учителя на максимально простой язык. Не оставляет подопечного и на переменах, школьных мероприятиях – учит его общаться, быть в коллективе.

Нужен ли ребенку тьютор, определяет психолого-медико-педагогическая комиссия при центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Получив заключение, родители приходят с ним в учреждение образования – и тогда школа ищет специалиста.

По закону тьютором имеет право работать только человек с педагогическим образованием, который предварительно прошел курсовую подготовку. Но, на мой взгляд, одних профессиональных качеств мало, нужны еще и человеческие: доброжелательность, терпеливость, уравновешенность.

krupenk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter