Браславщина: Какова она, жизнь в природоохранной зоне?

Заповедный напев старой деревни

В заповедных лесах Браславщины затерялись десятки маленьких деревушек. Их обитатели собирают грибы на огородах, сражаются с бобрами и считают себя счастливчиками. Какова она, жизнь в природоохранной зоне?


Вацлава ДАНИЛОВА — местный байкер

На извилистой сельской улочке одинокие дома теряются в зелени. Усыпляюще сладко пахнет липовым цветом. Оставив за околицей машину, вместе с председателем Браславского райсовета депутатов Ниной Пучинской и руководителем Опсовского сельсовета Аллой Данилиной мы направляемся к дому неофициального старейшины деревни с замысловатым названием Медынки Едловичские.

— Вы только не называйте при жителях деревню «неперспективной» — они, однозначно, обидятся, — предупреждают меня представители местной власти. — Для тех, кто здесь живет, лучше края нет. И даже не заикайтесь о переезде…

А вот и усадьба Даниловых. Окруженная лесом, который плавно переходит в цветочную плантацию и огород. Ни заборов тебе, ни оград.

— А зачем? — радушно улыбается хозяйка. — С местным зверьем живем душа в душу. Они нас не трогают, мы — их. Раньше, конечно, кабаны шалили. Бывало, за ночь всю бульбу перепашут. Приходилось электроизгородь натягивать, но теперь тихо. Да вон в случае чего и Мухтар о незваных гостях сигнализирует, — кивает на огромного, но совсем не страшного пса, явно соскучившегося по вниманию к своей лохматой персоне. — Кого здесь бояться? Лес на десятки километров вокруг — благодать. Грибы, ягоды… А вот ни дрова рубить, ни даже веники резать нельзя. Нацпарк! — с какой-то особой гордостью сообщает собеседница.

Пенсионерка ловко успевает и с нами разговаривать, и домашние дела делать. Сегодня у нее ответственный день. Запланирован вояж в центр хозяйства — нужно односельчанам мясных продуктов подбросить. Дело в том, что руководитель СПК «Маяк Браславский» Ромуальд Шукель регулярно к праздникам выделяет пенсионерам «доппаек» со свиноводческого комплекса. Колбаска там да другие лакомства — пальчики оближешь. Вот и снаряжают медынцы своего посланца — Вацлаву Климентьевну. Благо у нее и собственный транспорт имеется — скутер. А управляется с техникой бывшая свинарка играючи. Вот деловито уселась в седло, муж сумку подал — некогда тут лясы точить, дела ждут. За главного в доме Лаврентий Петрович остается. «Никоновне передай, что укол вечером сделаю!» — отдает последние распоряжения «байкерша», и через секунду на проселочной тропинке о ней напоминает лишь легкая дымка пыли.

«Семья Даниловых у нас здесь главная опора, — любуются палисадником мои экскурсоводы. — И сами порядок держат, и другим помогают. В курсе всех событий, чуть что — сигнализируют. Тесную связь наладили с руководством хозяйства, работниками автомагазина, который сюда приезжает трижды в неделю, ФАПом. Если укол поставить или давление измерить — Климентьевна сама справляется».

Я внимательно слушаю, а сама смотрю на дикий лес, который начинается буквально в двух метрах от порога дома, и думаю совсем о другом. Неужели не страшно жить в деревушке из пяти хат? Как можно здесь не чувствовать себя одиноким? Вот только местные жители, долгими десятилетиями приросшие к этой заповедной земле, наоборот, считают себя счастливчиками.


Вот такие раритеты хранятся в доме Таисии ЗУЕВОЙ.

Но пора познакомиться и с другими жителями. Вон уже высматривает гостей у двери Таисия Зуева. Тоже пенсионерка, как и основная часть сельчан. Кстати, эту фамилию когда-то носил каждый второй в деревне. Сейчас три дома Зуевых уже опустели. Таисия Никоновна тоже прожила в Медынках большую часть своей жизни и ничуть об этом не жалеет. В ее доме мы наткнулись на удивительные экспонаты, доставшиеся хозяевам по наследству, — красивые и очень старые старообрядческие иконы. Хозяйка улыбается: «Муж у меня старовер, я — традиционная христианка. Это семейной жизни не мешает. А иконы храним как память. Историческая ценность? Да кто ж их знает, может, и так. Воров не боимся, их у нас отродясь не было — в деревне кот чужой незаметно не пробежит, не то что человек. Тихо у нас, вот если бы еще бобры не мешали…»

Бобры — это отдельная тема. Оказывается, наглые зубастики отобрали у медынцев воду. Колодцы оскудели после того, как на протекающей поблизости речушке хвостатые построили свой большой город. Запрудили реку и превратили ее в ручеек. Сельчане пытались бороться с грызунами, но силы оказались неравны. В итоге люди сдались...

Одна из старейших жителей Медынок — Екатерина Зуева. Она живет через дорогу от Таисии Зуевой. Обе утверждают, что не родственницы — просто однофамилицы. Екатерина Ивановна — кладезь информации. Она расскажет и об истории деревни, и о выходцах из здешних мест. А самое главное — это своеобразная телефонная книга. В школьной ученической тетради у пенсионерки записаны все сотовые телефоны жителей не только своей, но и окрестных деревень, центра хозяйства. Интересно, что все медынцы носят с собой мобильники, которые давно стали для них средством первой необходимости. Летом по сотовому собирают в гости родных и близких, контролируют приехавших на каникулы внуков, вызывают «на дом» сельскохозяйственную технику для обработки огородов. Председатель СПК «Маяк Браславский» Ромуальд Шукель для жителей отдаленных деревень всегда вне очереди предоставляет и комбайны, и тракторы. А недавно вот для Медынок Едловичских хозяйство построило новую дорогу к «центру цивилизации».

И еще одной приятной новостью поделились с журналистом сельчане. В самодельной песочнице-карьере за огородами играют двое малышей. Это детишки сестер Скурьят, что обживаются в родительском доме. Так что забытый звонкий детский смех вновь всколыхнул нацпарковскую тишину. Вот и попробуй после этого в разговоре с медынцами заикнуться про деревенскую «неперспективность». Я не решилась…

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Нина ПУЧИНСКАЯ, председатель Браславского районного Совета депутатов:

— Наш район уникален тем, что здесь очень много маленьких деревень, сильно развита хуторская система поселений. В каждой второй почти из 600 существующих деревень насчитывается всего по пять и меньше дворов. В 110 населенных пунктах на постоянной основе вообще никто не проживает. Большую часть района занимает территория Национального парка «Браславские озера» — это тоже накладывает отпечаток. Тем не менее даже самые отдаленные деревушки обеспечены транспортным сообщением, туда регулярно приезжают автомагазины и сотрудники медучреждений.

a_veresk@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter