Заповедные истории из Домжериц

До небольшой деревеньки Домжерицы, центра Березинского заповедника, от трассы Минск - Витебск маршрутные автобусы не ходят.
До небольшой деревеньки Домжерицы, центра Березинского заповедника, от трассы Минск - Витебск маршрутные автобусы не ходят. Пришлось добираться пешком по лесной дороге. Буквально за первым поворотом стихает шум цивилизации и ты оказываешься в девственной чаще.

Березинский заповедник - это государство в государстве со своими охраняемыми границами, законами и негласными правилами. Население этого края живет отдельной, почти изолированной от окружающего мира жизнью. Наверное, будет справедливо назвать эти места глушью: в нескольких деревнях живет не более 700 человек. Практически все они работали, работают или будут работать в заповеднике.

Колхозов в заповеднике нет: ликвидировали так давно, что о них уже забывать начинают. Основной источник доходов практически для всех - лес. В лесу берут дрова, собирают грибы и ягоды. За ягодный сезон особенно ушлые местные жители умудряются заработать на продаже клюквы до тысячи долларов! Правда, не всегда законным образом: на охоту за источником витаминов ходят в закрытую зону, лесными тропами, как партизаны. Местным не привыкать - во время Великой Отечественной войны на территории заповедника постоянно базировались партизанские отряды под колоритными названиями "Железняк", "Дяди Коли", "Старик" и другие.

Еще одна "золотая жила" - туристы. Сейчас туризм приносит заповеднику около 40 процентов всех доходов. Генеральный директор Березинского биосферного заповедника Иван Сандрозд мечтает о времени, когда гостиница будет постоянно заполнена иностранцами. Но при этом Иван Иванович оговаривается

: - Заповедник - это закрытая территория, не будем сравнивать ее, допустим, с Национальным парком "Браславские озера", где разрешены даже стоянки "дикарей". У нас туризм может быть только организованным.

Иностранные гости приезжают сюда пострелять зверя в расположенном рядом охотхозяйстве и понаблюдать за животными в естественных условиях обитания (так называемые экологические туры). Есть еще один, пока не развитый здесь вид организованного отдыха - аграрный туризм. Англичане, французы и немцы с удовольствием приехали бы для того, чтобы окунуться в колоритную атмосферу белорусского сельского быта - подоить корову, сходить на сенокос, самогоном с домашней закуской побаловаться.

- Мы планировали сделать такой показательный сельский дом, - рассказывает директор. - Но пока местное население к этой затее относится настороженно. Сознание нашего сельского жителя еще не перестроилось. Люди то ли боятся кого-то в дом приводить, то ли не понимают, что это выгодно, в общем, желающих зарабатывать деньги таким образом у нас пока не появилось.

А еще директор планирует восстановить дом экологического просвещения. Тогда все семинары, съезды, симпозиумы, в названии которых появлялось бы слово "экология", проходили бы здесь.

История первая:

Чучельник

В нескольких километрах от Домжериц, в деревне Кветча, живет чучельных дел мастер Антон Терентьевич Хацкевич. Он работает в заповеднике практически с момента его основания. История заповедника - это история жизни Антона Терентьевича.

- В 30-м году раскулачили моего отца, - рассказывает старик. - Батька тогда смог меня пристроить в Березинский заповедник ночным сторожем. Директор поначалу смотрел косо, мол, кулацкий сын. Тут на счастье приехал научный сотрудник - таксидермист. Я решил приложить все усилия для того, чтобы попасть к ученому "в милость". Он был холостым, дома постоянный бардак. Я полы все вымою, одежду перестираю... В конце концов ученый взял меня к себе в помощники.

Прошло несколько лет, научный сотрудник уехал, и Антон остался в заповеднике единственным таксидермистом. Чаще всего его можно было увидеть в лесу - естественные повадки животных, позы зверья по книжкам не выучишь. А вскоре Антона направили на год в Беловежскую пущу - повышать квалификацию. Там его и застала война.

Вернувшись домой, он сразу же получил повестку в военкомат и вместе с несколькими односельчанами пешком отправился в Минск. Когда до столицы дошли, она уже была захвачена немцами, решили возвращаться домой.

- Пришел я в сельсовет: на стене плакат с Гитлером во весь рост, - вспоминает Антон Терентьевич. - Я ему, конечно, козырять не стал. Комендант сразу: почему фюреру честь не отдал? Я говорю: не заметил. И пошло - слово за слово... Еще немного - и расстреляли бы. Местные бабы спасли. Заболтали начальника, а меня тишком на болота отправили, на острова. А там уже сидит много наших. Так стал партизаном, три года по лесам бродил.

Уже в 1944 году опять вызывают в военкомат: "Вас назначают директором заповедника". Честно говоря, я этому не сильно обрадовался. Меня тогда как раз перевели в истребительный полк - беглых фрицев по лесам вылавливать, служба престижная. Стал отказываться. А военком кулаком по столу как грохнет: "Туда пойдешь, куда направим!" Я и пошел, мое дело маленькое.

Добрался своим ходом до заповедника и говорю: я ваш новый директор. В меру своих сил стал жизнь налаживать. Поставил лесников, объездчиков из старых людей, тех, кто в живых остался. Спустя два года, когда прислали дипломированного директора, стал заведующим таксидермической мастерской.

За свою жизнь Антон Терентьевич в одиночку сделал уникальные экспозиции для трех музеев природы в родном заповеднике. Первый музей вывезли немцы. Второй передали в Минск, в Академию наук. До того как уйти на пенсию, Хацкевич создал третий - тот, который сейчас посещают туристы. Не одно чучело Антона Терентьевича было подарено людям знаменитым по "спецзаказу". Кому? Он говорить отказывается, мол, велели не распространяться.

История вторая

: Медвежья гостиница

Гордость заповедника - вольеры, которые расположены в километре от Домжериц, в небольшом лесу. Здесь можно увидеть самых знаменитых представителей местной фауны - оленей, лосей, волков, косуль и, конечно, зубров - оазис для любителей природы.

Правда, у местных жителей с дикими животными особые отношения. В отличие от иностранцев, которые восторгаются, прогуливаясь по заповедным местам, каждой мошкой, коренное население деревень нередко страдает от звериной вседозволенности. Все картофельные поля здесь огорожены высокими крепкими заборами. Дикие кабаны обладают удивительным нюхом и прожорливостью, это вам не колорадский жук, за ночь небольшой выводок может "перелопатить" приличное поле, редкую картофелину пропустит. А раньше, говорят, к деревенским стогам наведывались зубры - полакомиться. Такого незваного гостя и прогнать боязно.

Но несмотря на это, нередко люди помогают попавшему в беду зверью. Года два назад нашли в поле маленького медвежонка. Принесли его в Домжерицы и, пока апартаменты для косолапого не были обустроены, "прописали" в одной из комнат в подвале гостиницы. У мишки появилась целая армия "мамаш", в роли которых выступала женская часть персонала гостиницы, и "папаша" - местный сантехник, который иногда даже ночевал в соседней с питомцем комнате. На кухне любимцу повара специально варили геркулесовую кашу, иногда баловали его сладостями. За несколько месяцев сытой жизни медвежонок возмужал, его переселили в вольер. К сожалению, гостиничный приемыш прожил в клетке недолго. Однажды утром пришли его покормить, а косолапый сбежал. Как он умудрился выбраться, до сих пор неизвестно. Позже медведя несколько раз видели недалеко от гостиницы: видно, приходил приемную семью проведать.

История третья:

Охота Петра Машерова

- Если хотите с лесником поговорить, идите к Григорьевичу, он человек опытный, многое расскажет, - посоветовали местные.

Василий Григорьевич Костюкевич работает в заповеднике лесником более 20 лет. За это время многое повидал, но самая неожиданная встреча произошла не в рабочее время

: - Отправился я как-то на болото клюквы пособирать, - вспоминает Василий Григорьевич. - Стараюсь, перехожу от кустика к кустику, ничего вокруг не замечаю. Вдруг невдалеке слышу странный шум. Обернулся и обомлел, буквально в пятнадцати метрах от меня матерый медведь, тоже клюквой лакомится, загребает ее горстями и в рот отправляет, прямо как человек. Наблюдаю за косолапым, вижу - он меня не замечает, увлечен процессом. Я тихо поднялся и ушел от греха подальше.

А еще Василию Григорьевичу довелось несколько раз быть загонщиком на охоте Машерова

: - Петр Миронович любил охотиться на крупную дичь и стрелял неплохо. Однажды на удачной охоте шесть или семь лосей подстрелили, остановились на обед, который привозили из ресторана. Все чинно - официанты стол накрывают первому секретарю компартии и окружению. Как обычно, лесники, которые дичь загоняли, стоят в стороне.

Тут Машеров нашему начальству говорит: "Сначала накормите тех, кто работал, по чарке им налейте, а потом уж и мы пообедаем". Очень приятно было. Между прочим, после этого еще несколько чиновников стали лесников в первую очередь кормить.

Вместо эпилога

Главная историческая достопримечательность заповедника - Березинская водная система, строившаяся с 1797 по 1805 год на месте древнего пути "из варяг в греки". Канал был выкопан вручную, работали в основном крепостные крестьяне. Место и инженерная конструкция были подобраны очень грамотно: система каналов проработала около 100 лет. Сейчас некогда оживленная водная трасса полностью утратила свое значение. Каналы обмелели и заилились. Деревянные гидротехнические сооружения полностью разрушены. О былом грандиозном проекте напоминают лишь остатки каменных откосов по берегам да развалины шлюзов и плотин, которые с первого взгляда и не заметишь, так они заросли прибрежным кустарником.

- Сейчас каналы по своему прямому назначению не используются, - рассказывает мне заместитель директора по научной работе Валерий Семенович Ивкович. - Но при этом они продолжают играть важную роль в сохранении водного режима заповедника.

Постепенно исчезающие следы пребывания человека - явление здесь распространенное. И это в данном случае радует. В 1979 году Березинский заповедник получил статус биосферного и был включен в мировую сеть постоянной программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера". С этого момента он стал местом, где ученые наблюдают жизнь природы без вмешательства человека, для этого даже были переселены несколько хуторов и деревня. С каждым годом в Березинский заповедник приезжает все больше желающих увидеть леса, реки и болота, не "облагороженные" человеком.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter