За последние 5 лет вышедших на свободу по УДО в стране стало меньше в 10 раз

Запомни сам, скажи другому, что честный путь — дорога к дому

Представить себе коррупционную сеть УДО в нашей стране немыслимо, уверяют в Департаменте исполнения наказаний МВД. Красноречивее любых громких слов скажут цифры: за 20 лет в пенитенциарной системе не было допущено ни одного факта получения взятки за решение вопросов досрочного освобождения осужденных. В чем же особенность национального подхода к актуальной проблеме перевоспитания преступивших закон? Корреспондент “Народной газеты” выясняла это у начальника управления исполнения приговоров ДИН МВД Жанны Батурицкой.



— Сегодня в исправительных учреждениях приоритет отдается не карательным мерам, а четкой организации разъяснительной и воспитательной работы. Согласно нашему законодательству, право на УДО имеет каждый осужденный. И в течение месяца после того как подошел определенный законом срок, который человек, совершивший преступление, обязан отбыть в местах лишениях свободы, администрация колонии рассматривает вопрос о его представлении к УДО. Или же — к замене наказания более мягким. При подготовке осужденного к УДО работники учреждения, где он отбывает наказание, в обязательном порядке уточняют возможности бытового и трудового устройства освобождаемого. С учетом индивидуальных особенностей каждого проводятся беседы об образе жизни, правах и обязанностях, о последствиях повторного преступления. Кстати, количество рецидивов у лиц, освобожденных по УДО, невелик — порядка 4—5%. И это говорит о том, что в работе с осужденными, ставшими на путь исправления, взято верное направление.

— Что в первую очередь учитывает комиссия по УДО и как проходит рассмотрение вопроса о досрочном освобождении?

Жанна Батурицкая
— Комиссия обращает самое пристальное внимание на поведение осужденного и его отношение к труду на протяжении всего периода отбывания наказания. На то, как он выполнял свои обязанности, соблюдал требования администрации, есть ли у него поощрения, отсутствуют ли взыскания, погасил ли он причиненный ущерб, качественно ли выполняет задания и норму выработки, соблюдает ли трудовую дисциплину. И не менее важное — осуждает ли свое преступное прошлое, испытывает ли раскаяние в содеянном. Заседание комиссии проводится непосредственно в исправительном учреждении, обязательно в присутствии осужденного, претендующего на УДО. Кроме того, присутствуют члены самодеятельных организаций осужденных. Их мнение при рассмотрении вопроса не является обязательным, но оно все равно учитывается. В случае принятия решения об отказе в представлении к УДО, осужденному указываются его мотивы. При положительном решении представление подписывается начальником исправительного учреждения и направляется в суд для дальнейшего рассмотрения. В свою очередь судебные заседания проходят с участием работников прокуратуры в присутствии осужденного. Обратите внимание: во всей этой схеме задействовано множество людей и инстанций. Поэтому ситуация, когда осужденному называется сумма, которую он должен заплатить за год досрочной свободы... в наших реалиях это просто нонсенс! Три основных принципа применения УДО у нас — прозрачность, избирательность и дальнейший строгий контроль.

— Давайте более подробно поговорим об избирательном принципе. Еще лет пять назад количество бывших осужденных, вышедших на свободу по УДО, варьировалось в пределах 3 тысяч человек в год. Сегодня эта цифра существенно снизилась.

— Да, за первые шесть месяцев текущего года на свободу по УДО вышло порядка 150 человек. И, как ожидается, примерно то же количество осужденных может покинуть стены исправительных учреждений до 31 декабря. Подход комиссий в последнее время приобрел более тщательный и избирательный характер. Приведу несколько примеров. Если ранее на УДО мог претендовать осужденный, который и до этого уходил на УДО, но совершил новое преступление, то теперь такая категория лиц на кредит доверия со стороны правоохранительных и судебных систем рассчитывать не может. Кроме того, нельзя забывать о том, что значительную часть поощрительной функции УДО взяли на себя амнистии 2012, 2014 и 2015 годов. Благодаря им на свободу уже вышло около 7 тысяч бывших осужденных. И это не окончательная цифра, ведь амнистия-2015 все еще продолжается.

— Вы нарисовали едва ли не идеальную картину слаженной работы по мотивации осужденных к перевоспитанию. Но, как известно, нет предела совершенству. Нуждается ли в нем современный институт УДО?

— Этот вопрос надо задать всем инстанциям, ответственным за процесс. И я не исключаю варианта, что у прокуратуры, суда и ДИН ответы будут несколько разниться. Любой институт нуждается в совершенствовании. Вопрос, что принимать за эталон. Например, есть общепринятый международный стандарт УДО, который действует в том числе и в большинстве стран СНГ. Согласно этому стандарту, только суд может принимать решение о возможном досрочном освобождении осужденного. После наступления сроков и необходимых условий для применения УДО осужденный, а также его адвокат обращаются в суд с соответствующим ходатайством через администрацию учреждения, исполняющего наказание. В свою очередь администрация направляет в суд заключение о целесообразности УДО и характеристику на осужденного. Ну а дальше — последний сам перед судом должен доказать готовность к исправлению без продолжения отбывания наказания. То есть фактически администрации колоний и тюрем передают право первоначального и окончательного решения вопроса об УДО суду. Вопрос о переходе нашей страны к международному стандарту условно-досрочного освобождения сейчас обсуждается нашими специалистами.

В ТЕМУ

УДО впервые начали применять во Франции в 1885 году. Схожая с условно-досрочным освобождением от наказания практика появилась в России в ст. 300 Устава о ссыльных. Каторжане, подававшие надежду на “исправление, доказавшие покорность начальству, воздержанность, опрятность и трудолюбие”, получали существенные поблажки в режиме отбывания наказания: возможность проживать вне острога, построить дом и вступить в брак.

Также с середины XIX века лица, отбывавшие наказание в исправительных приютах, после фактического исполнения 2/3 назначенного наказания освобождались от дальнейшего отбывания наказания с условием возвращения в приют “на случай дурного поведения”.

22 июня 1909 года был принят Закон “Об условно-досрочном освобождении”, окончательно закрепивший данную практику в уголовном праве Российской империи. Он продолжал применяться и в послереволюционный период.

konopelko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter