Почтовые ящики без спама, реклама в транспорте без звука, мини-перерывы в детских передачах — заработали изменения на рекламном рынке

Заполним паузы в рекламе

Жалоб на рекламу должно стать меньше, а бизнес получил долгожданные послабления. С 8 июля вступает в силу Закон «Об изменении законов по вопросам рекламы». Поправки коснулись сразу четырех нормативных правовых актов, в том числе действующего Закона «О рекламе». Он, к слову, в последний раз существенно менялся в 2014 году. Сейчас накопившиеся замечания и пожелания граждан учли, прислушались к мнению рекламных организаций, увязали с принятыми уже документами. Что получилось, узнавала корреспондент «Р». 

За распространение ненадлежащей рекламы штраф может доходить и до 50 базовых.
фото Юрия Мозолевского

Только для писем и газет?

Уставшие от спама в почтовых ящиках могут выдохнуть: достаточно обозначить дверцу любой понравившейся наклейкой или надписью с просьбой не бросать листовки и брошюры. Как вариант — позвонить, написать по электронной почте или отправить обычное письмо по указанным на бумагах контактам — там, как правило, есть инициалы и юрадрес. По первому требованию владельца рекламу должны прекратить. Рекламодатель обязан обеспечить это. Или уведомить партнера-распространителя о нежелании конкретного адресата. В противном случае нарушителя сперва ждет предписание. За неисполнение его, в том числе продолжение распространения рекламы, грозит административная ответственность. А именно — штраф до 20 базовых величин. Впрочем, за распространение ненадлежащей рекламы штраф может доходить и до 50 базовых.

Инна Гаврильчик
— Очень много жалоб поступает в МАРТ на такую рассылку. Людям она доставляет неудобства — почтовый ящик засоряется. Порой в ворохе бумаг сложно отыскать корреспонденцию, которую ждут, — поясняет причины принятия нормы начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик.

Малый бизнес, понятное дело, был против появления этой нормы. Ведь реклама через почтовые ящики — один из недорогих и действенных каналов продвижения продукции, работ и услуг. МАРТ предлагает посмотреть на ситуацию с другой стороны: 

— Давайте будем повышать культуру общения с потребителем. Думаю, никто не заинтересован в том, чтобы вызывать у граждан недовольство рекламой, общее негативное отношение к ней.

Отметим, что эти нормы не касаются распространения печатных СМИ и рекламы на жировках. 

Что до рекламы на электронную почту или телефон, рассылка разрешена только с письменного согласия или онлайн-одобрения абонента. Причем он вправе отказаться от нее в любой момент, как и снова подключить. 

— С помощью этой нормы мы планируем справиться с несанкционированными звонками — приглашениями на презентации. Людям по такому поводу звонят и поздно вечером, и в выходные, действуют навязчиво. Если вам скажут, что номер дали друзья, а значит, есть ваше согласие на звонки, смело вешайте трубку. Или записывайте данные для жалобы, — советует собеседница. 

Примечательно, что через почтовые ящики, по стационарному или мобильному телефону нельзя будет рекламировать ритуальные услуги.  

Кто за что в ответе

В новом законе уточняется перечень критериев недобросовестной, неэтичной и недостоверной рекламы. Например, к недобросовестной рекламе относится та, где содержится негативная оценка товара другого производителя или продавца, сравнение рекламируемого товара с рекламируемым товаром другой компании или гражданина, торговых, производственных объектов или объектов бытового обслуживания. Ранее такая реклама считалась неэтичной. Еще недавно недобросовестная реклама о неточных сведениях места, способа и даты изготовления, состава и иных свойств товара, наличия товара в магазине в указанном количестве, доставки, обмена, возврата, ремонта или обслуживания товара перешла в категорию недостоверной. Размещение недобросовестной, недостоверной, неэтичной, а также скрытой рекламы чревато штрафом в размере до 50 базовых величин. В новом законе определен также объем ответственности рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя за нарушение законодательства о рекламе. 

Еще одно новшество: названия культурных, туристических мероприятий, спортивных команд, соревнований, конкурсов и наград можно не переводить с иностранного. 

Телезрителям на заметку

В детских фильмах, мультфильмах, образовательных передачах для подрастающего поколения можно включать рекламу — в начале, в конце и через каждые полчаса передачи. При условии, что длительность каждой паузы не превысит минуту. Причем содержание рекламы должно соответствовать аудитории. Инициатива, вспоминает Инна Гаврильчик, исходила от наших телеканалов. Министерство информации ее поддержало: вместе с МАРТ заинтересованные в появлении рекламы изучили зарубежный опыт и пришли к выводу, что так телевидение сможет привлечь дополнительные средства.

Мультфильмы сейчас разрешено прерывать рекламой.
Instagram

И еще о рекламе на ТВ и радио. Здесь разрешены включения рекламы букмекерских контор и тотализаторов. На телевидении при этом будут только всплывающие плашки. Норма также будет распространяться на здания, помещения и сооружения организаций физкультуры и спорта, в том числе на стадионы, спортивный инвентарь и форму спортсменов. Ожидается, что благодаря этому в спорт придет дополнительное финансирование.

Благодаря еще одной норме жалоб на громкую рекламу в МАРТ должно стать меньше. Так, уровень звука в перерывах между фильмами и передачами запретят поднимать выше звука в программе, которую реклама перебивает. 

Часть нововведений касается кабельного ТВ. Так, с 8 июля реклама на иностранных кабельных каналах, транслируемых на территории Беларуси, должна исключаться. При этом замещать эти паузы можно социальной рекламой. 

Тише едешь — спокойнее будешь

У рекламы в общественном транспорте убирают звук. Громкость, содержание и частота повторения вызывали немало недовольства. Особенно по утрам и вечерам, когда из-за сонливости или усталости появляется только раздражение. Бизнес-сообщество, конечно, до последнего выступало против этой нормы. Мол, такая реклама удобна и выгодна всем, точно направлена на свою аудиторию. Ролики, например, информируют о магазинах по маршруту и акциях в них, о кафе и объектах обслуживания по пути. Переживали и некоторые владельцы общественного транспорта: может отпасть часть дохода. Но мнение пассажиров все же перевесило. Кстати, социальную рекламу в транспорте будут крутить со звуком.

У рекламы в общественном транспорте убирают звук.
ФОТО ТАТЬЯНЫ СТОЛЯРОВОЙ

Еще одна набившая оскомину проблема, связанная с транспортом, тоже должна решиться. Речь о рекламе на стоящих вдоль обочин прицепах. Они фактически используются как средства наружной рекламы, но никаких платежей за размещение при этом не вносят. Причем некоторые могут занимать одно и то же место годами. Со стороны ГАИ к их владельцам вопросов нет, если они припарковали прицепы по правилам. Между тем добросовестные игроки рынка негодовали и требовали отрегулировать пробелы в конкуренции. Теперь внимание уделят прицепам, которые не используются по назначению больше полугода или из-за своего состояния не могут даже передвигаться по дорогам.

— Согласно поправкам в закон, использовать прицепы не по назначению будет нельзя. Так что прицеп с рекламой может ехать по городу вместе с авто. Но к нему предъявят другие требования как к рекламе на транспорте, — обращает внимание Инна Гаврильчик.

Для повышения ответственности

Изменения коснулись и социальной рекламы. Слово нашему эксперту: 

— Несмотря на то что рекламодателем в таких случаях чаще всего выступают госорганы, содействовать в ее производстве готовы и коммерческие организации. Как правило, они заинтересованы в формировании определенных принципов поведения в обществе. Им хочется показать социальную ответственность бизнеса через участие в проектах. Поэтому возможности для их вовлечения расширяются. Так, расширен перечень тематики социальной рекламы, где может быть указано частное лицо. Речь о сфере культуры, физической культуры, спорта, охраны здоровья, здорового образа жизни, социальной защиты населения. Какие сведения разрешается указать? Наименование и имя (если это индивидуальный предприниматель) спонсоров и организаций, посодействовавших в выпуске рекламы, их товарных знаков, эмблемы, символики. Практика показала, что компаниям неинтересно поддерживать события социальной направленности, если название не совпадает с товарным знаком. А значит, и для потребителя участие фирмы останется загадкой. Есть нюанс: информация о неравнодушной организации должна занимать семь процентов площади кадра, на радио и телевидении — три секунды. Этого достаточно, чтобы зафиксировать участие компании. 

Социальная реклама формирует поведенческие принципы.
Фото Александра Кулевского

С 8 июля отменяется обязанность рекламораспространителя требовать документы о госрегистрации рекламодателя. Сейчас в открытом доступе есть реестры, где при желании можно пробить потенциального партнера. К слову, в новом законе предусмотрены основания для разделения ответственности между игроками рынка — рекламодателями, рекламораспространителями и производителями. Дело в том, что даже в договорах между игроками сферы не все моменты уточнялись, из-за чего возникали споры. 

Еще один вопрос об ответственности за свои действия. Исполкомы могут устанавливать требования к техническим характеристикам средств наружной рекламы, размещаемых на проспектах, главных улицах и площадях городов, недвижимости, материальных историко-культурных ценностях, их территориях и в зонах их охраны. 

— Почему появилась эта норма? Часто в МАРТ поступали жалобы, мол, непонятно, какого рода рекламные конструкции можно размещать в тех или иных местах. Например, компания желает разместить билборд на проспекте, а ей отказывают. Да, у работников исполкомов есть определенное видение того, что и где можно размещать. Чтобы исключить субъективизм в этом вопросе, решено: если на местах хотят предъявлять требования к рекламным конструкциям, пожелания надо прописать в решениях. Чтобы рынок понимал, на каких условиях он будет работать в том или ином населенном пункте, — отмечает представитель МАРТ. 

Каждое слово может стать решающим

В рекламе микрофинансовых организаций впредь будут писать сведения о включении организации в соответствующий реестр, а также размер процентной ставки, взимаемой за заем, и ставки в годовом выражении. Сделано это для того, чтобы не вводить в заблуждение потребителей, которые в силу ситуации или финансовой неграмотности не сразу могут разобраться в нюансах работы МФО. С такой же целью при рекламе услуг Форекса или обучения и консультаций по работе с внебиржевыми инструментами надо упомянуть о рискованном характере таких сделок и возможности получить как прибыль, так и убыток. Причем шрифт должен быть не меньше половины самого крупного в надписи. К слову, все сведения должны быть документально подтверждены, а от упоминания данных о предполагаемом размере доходов и гарантированном успехе предприятия придется отказаться. В рекламе вкладов должен фигурировать размер процентов. Если ставка может быть уменьшена в одностороннем порядке, об этом обязательно надо сообщить в роликах по радио, на телевидении — минимум пять секунд и семь процентов площади кадра. В других источниках такому акценту отводится не менее пять процентов площади рекламы. 

Закон устанавливает новые требования к рекламе о трудоустройстве и учебе за границей. В частности, указанная информация о зарплате должна быть документально подтверждена. Более того, — содержаться в договоре о трудо­устройстве.

А вот в рекламе лекарств, медицинских изделий и техники, БАДов разрешено указывать скидки. Раньше дисконт квалифицировался как материальное поощрение и был запрещен. Но такая норма, считают в МАРТ, не соответствует времени. При этом сохраняется запрет на предоставление призов и подарков за покупку все тех же лекарств, медтехники и БАДов. Кроме того, отменяется согласование рекламы, где содержатся только наименование медработ и услуг, их стоимость, место нахождения и контакты медцентров и докторов, ведущих частную практику. Не надо согласовывать и рекламу, в которой фигурируют лишь торговые названия или международные непатентованные наименования лекарств, изделий медназначения, медтехники и их цены, изображения лекарственных препаратов, медизделий и их упаковки и др.

Коллаж юлии костиковой

Приведены в соответствие

Примечательно, что некоторые пункты закона уже не новость. Их просто привели в соответствие с Декретом № 7 «О развитии предпринимательства» и так называемым антитабачным Декретом № 2. Чтобы не тратить время на поиск необходимых норм по отдельности. Так, допускается размещение на сайтах производителей, заказчиков и импортеров табачных изделий в национальном сегменте интернета наименования производителя, вида, названия изделия, его потребительских свойств и изображения упаковки. 

— Круг лиц, на сайтах которых может размещаться такая информация, ограничен. Так что это не должно смущать граждан. Для бизнеса это упростит торговые процессы. Импортерам, производителям и заказчикам на заметку: публиковать меньше сведений можно, больше — нельзя, — обратила внимание Инна Гаврильчик. 

То же самое касается производителей и импортеров нетабачных никотинсодержащих изделий и жидкостей для электронных сигарет — в других местах публиковать такую рекламу запрещено. Плюс вводится запрет рекламы жидкостей для электронных систем курения.

— Эти изменения призваны создать добросовестную конкуренцию между табачными и нетабачными изделиями. Участники рынка должны понимать: сами системы для курения рекламировать можно, но как только в рекламе появляется, например, изображение стиков, а в рекламе устройства для курения — изображение жидкости, такая реклама становится ненадлежащей, — подчеркнула представитель МАРТ. 

Наружную рекламу можно размещать без проектной документации.

 — Это не означает, что владелец рекламной конструкции не отвечает за ее безопасность для окружающей среды и граждан. Но в этом вопросе личная ответственность ложится на рекламораспространителей. Думаю, они добросовестно относятся к изготовлению, так что вопросов быть не должно, — прокомментировала эксперт. 

А эта норма уже работает, но сейчас официально прописалась в законодательстве о рекламе: в объектах общепита можно проводить рекламные акции в маркетинговых целях для продвижения алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков. 

— В свое время такое предложение появилось для того, чтобы вырабатывать культуру пития, чтобы граждане принимали алкогольные напитки в кафе, ресторанах, барах и т.д. Но цель у подобных акций должна быть маркетинговая. Необходимо понимать, для чего такое мероприятие проводится бизнесом, — не только для продвижения напитков, но и для получения обратной связи. Чтобы информацию можно было использовать в последующей работе с потребителями, — отметила Гаврильчик.

Еще одно новшество касается бесплатного распространения пива и слабоалкогольных напитков в объеме до пяти литров включительно одному лицу в качестве подарка. 

— Эту норму очень просил рынок. Кто плотно работает с такими мероприятиями, знает, что до 8 июля действовало требование о том, что использовать пять литров можно на все мероприятие. Возникали и определенные казусы в правоприменительной практике, поэтому этот пункт отредактирован, — уточнила собеседница. 

Некоторые нормы урегулировали с рекламным законодательством в странах Евразийского экономического союза. Так, изготавливать рекламу о белорусских товарах, работах и услугах и наружную рекламу могут иностранные агентства. Кроме того, в такой рекламе необязательно теперь использовать образы только наших граждан. 

— Но это не означает, что можно размещать в рекламе того, кого хотите. Есть нюансы: если используется образ белоруса, нужно у него взять согласие. Если хотите использовать изображение известных иностранцев, то нужно руководствоваться авторским правом, — отмечает Инна Гаврильчик. 

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter