Как работает белорусская милиция. Профессия изнутри

Запои не бывают спокойными

Новый проект "СГ" откроет подробности работы людей в погонах
У закона и порядка есть живое лицо — как правило, это ваш участковый, сотрудник опорного пункта милиции, представитель райотдела внутренних дел. Обычно именно они лучше всех знают, что происходит в селах и деревнях, стараются предотвратить беду и помогают тем, кто пострадал от преступников. Совместно с Министерством внутренних дел  мы решили подробнее рассказывать о работе стражей правопорядка, побывать с ними в рейдах и ответить на вопросы читателей. И если прежде вам приходилось слышать: «Откройте, милиция!», то в нашем новом проекте, наоборот, читателям «Сельской газеты» откроются подробности работы людей в погонах. 

23-4 500.jpg

Участок майора милиции Дениса ХАДОРИКА в двадцати километрах от Толочина — это 40 деревень, в которых проживает больше двух тысяч человек. За 10 лет работы он хорошо изучил местные нравы. Когда мы идем с ним по агрогородку Серковицы, сельчане с уважением здороваются.  

Вместе с участковым мы направляемся в квартиру, где живет семья Алексея Кривского (фамилия и имя изменены). У мужика не клеится жизнь из-за алкоголя. Выпьет — и начинает терроризировать жену, требуя денег на добавку. Может и поскандалить, и на мороз выгнать. Жена трижды за последние полгода вызывала сотрудников милиции, и его привлекали к административной ответственности. Участковый уже направил материалы в прокуратуру на возбуждение уголовного дела. Однако Алексей божится, что стал на путь исправления: 

— Вот на работу устроился, токарем, ни грамма в рот не беру… 

— Иногда участковый для таких семей — последняя надежда разобраться в отношениях, — комментирует ситуацию Денис Леонидович. — Но этим наша работа не ограничивается.

День участкового начинается с разговора с председателем сельсовета и руководителем местного сельскохозяйственного предприятия. Затем он обходит лиц, состоящих на учете, которые могут прогулять работу, запить. Разбирается с жалобами. Заходит и в местный магазин, уточняя, кто сегодня покупал спиртное. Иногда приходится задерживаться на участке допоздна, чтобы отреагировать на все обращения, говорит инспектор. 

Алексею вынесли официальное предупреждение о недопустимости ведения антиобщественного образа жизни. Еще целый год будет стоять на учете у нарколога. К слову, к нему не реже раза в неделю будут наведываться сотрудники МЧС, представители служб райисполкома. Нередко эта мера дает неплохой результат. Большинство запойных настолько напуганы перспективой влачить свои дни в ЛТП, что готовы сами справиться с алкогольной зависимостью. Несколько человек смогли это сделать, рассказывает участковый.

НО и инспектор не всесилен. Неожиданной стала смерть на участке Толочинского сельсовета, где работает майор милиции Валерий Мисникевич. Во вторник в деревне Старое Соколино сосед во время ссоры порезал ногу ножом знакомому, а тот от кровопотери умер. 

— В основном такое происходит из-за пьянства, — говорит участковый. — Всякое бывает в семьях, та же ревность, споры о деньгах могут оказаться последней каплей, из-за которой случаются трагедии. 

Неделей ранее произошел в Толочине еще один печальный случай, предотвратить который пытались как сотрудники милиции, так и местная школа и комиссия по делам несовершеннолетних. Многодетная семья в прошлом году состояла на учете как неблагополучная. И вроде бы взрослые встали на путь исправления, бросили пить. Отец устроился работать на пилораму, мать была домохозяйкой. Но поссорились из-за того, что жена не работала, и муж ее ударил. К несчастью, удар пришелся по селезенке, и после ее разрыва через некоторое время многодетная мать умерла. Четыре девочки в возрасте от семи до шестнадцати лет остались без родителей. Детей разместили в интернате и общежитии. Их отец находится под стражей.

Помочь предотвратить такие случаи милиции зачастую помогает взаимодействие с соседями и родственниками домашних тиранов. Нельзя молчать, если вы видите насилие, оставаться безразличными, говорит начальник Толочинского РОВД Сергей Барвянков. Обычный семейный скандал, как показывает практика работы, может стать причиной трагедии. Раннее выявление таких фактов позволяет не довести до беды. Участковые в районе постоянно работают с неблагополучными семьями, их за этот год стало меньше в два раза. Но зачастую и те, кто живет нормальной жизнью, внезапно могут стать преступниками. Особенно это касается тихих пьяниц. Часто, опрашивая соседей после преступления, участковый узнает, что это далеко не первый случай насилия. Почему же молчали раньше? Своевременная профилактика помогла бы спасти много жизней.

КОМПЕТЕНТНО

Начальник управления профилактики МВД Олег КАРАЗЕЙ:

— Из 438 зарегистрированных в прошлом году убийств почти треть — на совести близких людей, это 125 преступлений. Сложная криминогенная ситуация в «бытовой» сфере в Минской и Гомельской областях, где в прошлом году количество убийств по сравнению с 2013 годом увеличилось с 20 до 31 и с 10 до 29 соответственно.

Именно в сельской местности, где зарегистрировано 164 таких преступления, или около 7,3 на 100 тысяч жителей, проблема бытовых убийств наиболее острая. В то же время в городах и поселках городского типа этот коэффициент — 3,9. Одна из существенных причин насилия в семье — трудовая незанятость: неработающими совершено более половины бытовых преступлений. Практически треть — имеющими судимость, почти 80 процентов — в состоянии алкогольного опьянения.

ЕСТЬ ОТВЕТ

Пока обрез не грянул

ВО ВРЕМЯ застолья сосед похвастался, что от деда ему достался самодельный обрез, который он хранит дома. Наши дети играют вместе, боюсь, как бы не случилось беды. Подскажите, легально ли такое оружие? 

Василий Н., Браславский район

Ответить мы попросили старшего инспектора по особым поручениям отдела лицензионно-разрешительной работы управления профилактики МВД Республики Беларусь Дмитрия ЯЗЕПЧИКА:

— В соответствии со статьей 7 Закона Республики Беларусь от 13 ноября 2001 года «Об оружии», гражданам нашей страны, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим здесь, разрешается иметь в собственности гражданское оружие, к которому относится и охотничье.

Обрез охотничьего ружья к категории охотничьего оружия не относится и регистрации в органах внутренних дел не подлежит. За его изготовление из огнестрельного гладкоствольного оружия, а также его приобретение, передачу во владение, сбыт, хранение, перевозку, пересылку или ношение грозит ответственность по части 2 статьи 295 Уголовного кодекса. Максимальное наказание за это — лишение свободы на срок до семи лет с конфискацией или без конфискации имущества. Однако если сдать обрез в милицию добровольно, то ваш сосед будет освобожден от административной и уголовной ответственности.

yasko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter