С помощью стволовых клеток белорусские ученые возвращают людям подвижность после болезней и травм

Заплатка на больной сустав

Мы свободно передвигаемся, пока наши суставы здоровы. Если же с ними что-то не так, возникает боль, способная лишить и свободы движения, и покоя. Поэтому несложно представить, что в такой ситуации ощущают полные сил молодые люди, у которых начали разрушаться суставы. А если этот процесс не остановить на самом старте, с годами дело может дойти до замены родного сустава на искусственный — эндопротез. К счастью, теперь у таких пациентов появился шанс на выздоровление.



Идея поправить здоровье суставов не нова. Но большинство существующих методик при подобных патологиях хрящей крупных суставов направлено на то, чтобы место повреждения хряща закрылось хотя бы тканью, подобной хрящу, вводит в курс дела заместитель директора по научной работе РНПЦ травматологии и ортопедии доктор медицинских наук Олег Эйсмонт:

— Есть методика, когда у больного с пораженным суставом с помощью артроскопа, позволяющего увидеть места разрушения изнутри, берут кусочки хряща из здоровых отделов и подсаживают на больные участки. Чтобы хрящевые клетки не погибли, забор и трансплантация идут одновременно. Таким образом хирург “пломбирует” места повреждений хряща.

Однако время выявило некоторые недостатки этого метода, поэтому поиски и эксперименты ученых продолжились. Выбор пал на модное сейчас направление — стволовые мезенхимальные клетки. Обычно их изымают у пациента из костного мозга и отправляют в лабораторию, где они в течение 6 недель культивируются в пробирке, вне живого организма. Затем подсаживают на место, где поврежден суставной хрящ. Делясь и размножаясь, стволовые клетки словно “штопают” поврежденную поверхность хряща.

— Впрочем, необходимые для трансплантации клетки можно получать не только из красного костного мозга, но также и из подкожной жировой клетчатки, из взятой пуповинной крови и так далее, — объясняет Олег Эйсмонт. — Принципиально они мало чем отличаются. “Перепрограммировав” эти клетки, мы вырастили их в пробирке и, апробировав методику лечения в эксперименте на животных, пересадили шестерым пациентам в возрасте от 18 до 30 лет, у которых начали разрушаться хрящи суставов. Такая дифференцировка стволовых клеток позволила получить наиболее оптимальные результаты лечения.

Над внедрением этой идеи в медицинскую практику три с половиной года трудились специалисты двух РНПЦ — травматологии и ортопедии и детской онкологии, гематологии и иммунологии. Работа велась в рамках государственной научно-технической программы. Однако не стоит приписывать достигнутые успехи только себе, считает Олег Эйсмонт. Ведь этот проект стал результатом исследований ученых многих стран. Чтобы получить ожидаемый результат, исследователи “по кирпичику” выкладывают к нему путь, развивая какой-то узкий участок. А белорусские ученые проложили дорогу к успеху, опираясь на достижения своих зарубежных коллег.

Результаты использования стволовых клеток, извлеченных из красного мозга, порадовали. После лечения пациенты смогли выписаться из клиники уже на вторые сутки. И в среднем спустя два месяца у прооперированных исчезла боль, суставы стали подвижнее. Люди вернулись к обычной жизни.

Казалось бы, путь к внедрению новшества в медицинскую практику открыт. Но такая высокотехнологичная помощь довольно обременительна для государственного кошелька, потому что стоимость импортного оборудования для выращивания стволовых клеток, реактивов очень высока. А проведенные шесть операций, о которых упоминалось выше, были выполнены в рамках программы, которая финансировалась государством. Однако разработчики не сомневаются в перспективности данного метода.

Есть еще один важный аспект. Этот проект приближает ученых к решению очередной сложной задачи — лечению остеоартритов. С годами хрящи в наших суставах истончаются, и если им вовремя не помочь, они стираются до кости, разъясняет Олег Эйсмонт:

— Тогда кость трется о кость, больной сустав начинает издавать характерный шелест или хруст, со временем у человека возникает боль. В результате возникает остеоартрит. Обычно он поражает крупные суставы, на которые приходятся самые высокие нагрузки. Эта болезнь довольно распространена во всем мире — в той или иной степени ею страдает до 10% населения планеты. А потому и проблема лечения данного заболевания не менее актуальна, чем, скажем, кардиологических и онкологических. Если раньше считалось, что болезнь суставов — признак старости, сегодня ситуация заметно изменилась. Суставы все чаще болят у молодых людей.

Новые технологии дарят надежду людям, получившим травмы или имеющим заболевания, которые приводят к разрушению хряща. Нередко таким пациентам обещают полное выздоровление, и в некоторых странах на недобросовестной рекламе неплохо зарабатывают. Олег Эйсмонт трезво подходит к подобным обещаниям. По его мнению, впрыскивание стволовых клеток в больной сустав — панацея не для всех. Эта методика может действовать только на самых ранних стадиях болезни. Но если хрящ разрушен, а сустав деформирован, у пациента пока один путь — эндопротезирование. Иного наука сегодня предложить, увы, не может.

Со временем этот метод планируется растиражировать в областных больницах. В будущем ученые попытаются восстанавливать хрящи суставов с помощью клеток, взятых у других пациентов или родственников.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter