Записки театральной крысы

Барочная любовь Недавно шагаем с коллегой Викторией по Москве.
Барочная любовь

Недавно шагаем с коллегой Викторией по Москве. "Вот МХАТ", - обращает мое внимание коллега. "М-м", - только и ответила я, равнодушная, вдали от своих "записок". "Я тебе это твое "м-м" в Минске припомню, - резюмировала Вика мое равнодушие к святая святых, - когда они в Минск на гастроли приедут и ты будешь лихорадочно звонить во все колокола, чтобы тебя только аккредитовали на просмотры". "Буду", - спокойно согласилась я. Потому что МХАТ вкуснее смотреть у себя дома. Прошли, очевидно, те времена, когда ради театральной премьеры стоило мчаться в Москву. Нет, я не говорю, что с российским театром что-то не так. Как раз наоборот. Однако, во-первых, они сами не прочь к нам приехать. А во-вторых, мне признаться не стыдно, что гораздо интереснее в белорусский театр сходить. Я там всех знаю. И мне любопытно, у кого какие успехи.

Возьмем, к примеру, новейшую постановку Купаловского театра "Каханне › стылi барока". Осуществил ее Борис Второв. Режиссер, известный своей влюбленностью в сцену, в музыкальные спектакли, бесконечно преданный искусству. Бывают такие люди. А еще Второв воспитал для белорусского театра и кино таких профессионалов, как Владимир Щербань, Михаил Лошицкий, Сергей Арланов. И еще Танюшу Сулимову, которая поставила, правда, всего один спектакль. Но хороший. Так вот, "Любовь в стиле барокко". Пьесу написал последний, как говорят, классик украинской драматургии Ярослав Стельмах, увы, погибший в прошлом году в автокатастрофе. А на белорусский язык пьесу перевел наш классик Алексей Дударев. Получилось с большим юмором. Дай Бог ему здоровья и долгих лет жизни. Разумеется, спектакль получился очень смешной и музыкальный. И очень точный по-режиссерски. Вот как в учебниках пишут. Ничего лишнего. Я сначала коротенько о сюжете, а потом перейду уже актеров хвалить. Итак, "Каханне" - комедия положений. Возможно, ее идея навеяна пушкинской "Барышней-крестьянкой". А может, факт имел место в истории. Как бы то ни было, к молодому графу, отчаянно не желающему жениться, приезжает невеста. Граф рядит в свои одежды псаря-алкоголика. Ради потехи. Но и невеста не дура. Прознав о такой человеческой подлости, сама выдает за себя свою служанку. Таким образом, барышня одевается в крестьянское, барин влюбляется в нее, обман раскрывается, ему очень стыдно. Словом, дело к свадьбе. Да и слуги тоже между собой не прочь... И все это с песнями, плясками. Очень профессионально.

А теперь самое приятное. Любовь на сцене не может не трогать, если ее играют такие красивые артисты. Ольга Фадеева - лицо утонченных линий - чудо как хороша. Когда ее партнеру по премьере Андрею Ковальчуку доводится раздеваться на сцене, по залу прокатывается волна женских вздохов. Что значит настоящий мужчина! И, представьте, на этом прекрасном фоне загорается ярчайшая актерская звезда. С темпераментом где-то между Веркой Сердючкой и Фаиной Раневской. Потрясающая комедиантка, исполнительница роли служанки-интриганки Марина Гордеенок держит на себе весь спектакль. То есть остальные актеры тоже хороши, но она могла бы спасти своим талантом даже самую провальную постановку. Это не только мое мнение. Присутствовавшая на премьере "Анастасия Слуцкая" - Светлана Зеленковская со мной согласилась. Ей уже самой отчаянно хочется на сцену. Съемки в народном блокбастере выдернули ее из репертуара на целый сезон. Ну ничего, теперь наверстает.

Так что я же и говорю: люблю ходить в наш театр. И удовольствие получишь, и заодно все новости узнаешь.

До встречи на премьерах!



Как зовут вашу жену?

Роман Виктюк больше других российских режиссеров любит бывать в Минске. Каждый год столичная публика имеет благодаря этому возможность знакомиться с двумя-тремя новинками от мастера сцены. C Минском у Романа Григорьевича особые отношения. Существует легенда, что Виктюк начинал свой славный путь именно у нас, в Русском театре. Что-то ставил. Но спектакль свет так и не увидел. Можно легко догадаться, почему. Как бы то ни было, сегодня режиссеру не надо ничего доказывать. У него свой, узнаваемый почерк. И теперь любое драматическое произведение мастер может переделать "под Виктюка". Составляющие стиля - много особой музыки, условность декораций, при "настоящих", дорогих костюмах, пластические экзерсисы, превалирующие над сюжетом. И, само собой, звезды. Красавцев Дмитрия Бозина и Николая Добрынина - всегда пожалуйста. 16 и 17 июля Театр Романа Виктюка представляет их в спектакле "Мою жену зовут Морис" на сцене Концертного зала "Минск". Многие, когда слышат это название, переспрашивают: "Как, как зовут жену? Борис?" Но здесь ошибки никакой нет. Хотя жену из популярнейшей пьесы французского драматурга Раффи Шарта на самом деле зовут Марион. У богатой наследницы Марион есть муж по имени Жорж, который женился преимущественно на деньгах. Но бедняжка Марион об этом даже не догадывается. Зато это хорошо известно любовнице Жоржа Эмманюэль. Пассия грозится раскрыть карты жене. И чтобы избежать скандала, Жорж просит своего друга Мориса изобразить перед Эмманюэль его жену. Туфли на высоком каблуке, чулки, кудрявый парик на мужчине, ну, вы понимаете. Но скандал все равно неизбежен...

Кроме того, так просто можно пересказать сюжет самой пьесы. А вот в Театре Виктюка все несколько сложнее. Режиссер, как известно, не гонится за понятностью. Он увлечен препарацией всевозможных человеческих пороков. Он то находит в пороке некую красоту, то выворачивает все наизнанку, то морализирует. В общем, на то он и Виктюк, чтобы постижение происходило не на уровне мыслей. Но на уровне чувств. За этим, очевидно, на него упорно ходит минский зритель.

До встречи в театрах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter