Записки театральной крысы

Очаровательный тандем "Завтрак на траве" - так называется пьеса - номинант довольно престижной российской премии "Антибукер", написанная драматургом Еленой Поповой.
Очаровательный тандем

"Завтрак на траве" - так называется пьеса - номинант довольно престижной российской премии "Антибукер", написанная драматургом Еленой Поповой. Премьера в постановке Виталия Барковского состоится 1 марта в Национальном академическом драматическом театре им. М.Горького.

Когда я спросила у режиссера на что, по его мнению, должен пойти зритель, то есть - какой у спектакля манок, он ответил: "Думаю, пойдут "на Попову". Потом мы еще много о чем говорили... Вообще, удивительная вещь - стоит остаться в театре после репетиции и спросить у режиссера о будущей постановке, как тут же начинаются рефлексии. Ни на один вопрос вам не ответят прямо. Зато это самое подходящее время для того, чтобы узнать творческое кредо художника. После репетиции режиссер отчего-то подпускает окружающих максимально близко к своему внутреннему миру. Вероятно, это происходит потому, что длительным размышлениям по поводу пьесы необходимо быть озвученными, чтобы сложиться наконец в целостную картину. Это потрясающе захватывающий опыт - слушать еще не остывшего от расстановки действия и уточнения характеров режиссера. До чего же они разные, эти художники. Барковский, например, держит ровный тонко-ироничный тон. Я бы даже сказала, что его режиссерская манера весьма ненавязчива. Объясняя что-либо актерам или говоря о теме постановки, он раскрашивает каждую мысль назидательными и всегда забавными историями из своей жизни. Слушать его интересно, даже несмотря на многочисленные паузы.

Сегодня Виталий Михайлович и Елена Георгиевна рождают новый спектакль. Режиссер старается следовать за автором, наполняя литературное пространство театром, а драматург стремится быть понятым точно. Такой вот очаровательный тандем, объединенный жутковатой темой. Если утрировать - небольшая группа людей оказывается в замкнутом пространстве. Снаружи им грозит опасность (чернобыльские мотивы). А внутри рождается паника. Барковский так иллюстрирует этот образ: "Есть такой способ рыбной ловли. Нужно взбаламутить мелкую заводь - и тогда рыба сама всплывает на поверхность. Бери ее голыми руками. Понимаете, человек слаб. Но в трудных ситуациях кто-то способен сохранить достоинство, а кто-то не в силах сохранить человеческий облик. Вот эти процессы мы здесь и исследуем. Елена Попова очень детально умеет разобраться в характере человека, увидеть мельчайшие детали взаимоотношений между людьми. Мне сейчас именно это очень интересно". "Возьмете на себя труд морализировать?" - спрашиваю у режиссера. "Пожалуй, нет. Но без главного мотива - любви, любви к ближнему, которая делает нас человечнее, а значит, духовнее, не обойтись".

Ко всему вышесказанному остается добавить, что спектакль будет понятным широкой зрительской аудитории. Грубо говоря - это история с прологом, серединой и финалом. Это я для тех оговариваюсь, кто знает и другого Барковского. Его странные, гротескные насквозь постановки с нагими артистами и шокирующими мизансценами, финалами. Сегодня Виталий Михайлович с нежной и немного ироничной улыбкой вспоминает время отчаянного поиска. И уверяет, что драматурга Попову он ставит в традиционной манере. К тому же, как говорится, рассчитывает на успех мероприятия.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter