Минск
+12 oC
USD: 2.58
EUR: 2.84

Запись за неделю, или скитания по врачебным кабинетам

Прошлый год, объявленный Годом здоровья, был богат на мероприятия, посвященные здоровому образу жизни — всеобщая диспансеризация, программы по рациональному питанию населения и борьбе против курения, выставка “Неделя моды на здоровье”, многочисленные акции, тематические культурные мероприятия, конкурсы, информационные кампании, физкультурные забеги, конференции, круглые столы... Возникает вполне закономерный вопрос: а исчезли ли за время “здорового года” такие явления, как кадровый дефицит среди медиков, невысокие зарплаты врачей, неэтичное обращение с пациентами, сложность попасть на прием к узким специалистам, очереди возле врачебных кабинетов... Корреспондент “НГ” побывала в разных поликлиниках столицы и попыталась: а) пройти диспансеризацию, б) получить справку о прохождении профосмотра, в) взять талончик к врачу.

Пожалуйте на диспансеризацию!
Отправляясь на “процедуру” диспансеризации, я надеялась, что наконец-таки проверю свой организм в целом — уж слишком давно была у окулиста, лор-врача, хирурга... и исследую, как использовать запись к терапевту он-лайн. Информационный стенд в поликлинике огорчил сразу: для пациентов моего возраста обследование было минимальным — сдача общих анализов  крови,  мочи,  флюоро-графия, гинеколог, измерение давления, веса и роста.
Изучаю информацию подробнее. Для граждан в возрасте от 30 лет предусмотрен общий анализ крови и мочи, ЭКГ, определение уровня глюкозы и холестерина, флюрография, измерение артериального давления, определение индекса массы тела и осмотр гинеколога для женщин. Для тех, кому за сорок, добавляется еще несколько процедур — оценка риска сердечно-сосудистых заболеваний, измерение внутриглазного давления и обследование предстательной железы у мужчин.
“Ну ничего, хоть узнаю свой вес и рост — со студенческой скамьи не измеряла”, — успокоила я себя и отправилась в доврачебный кабинет. Возле него сидели четыре человека. По идее, к доктору я должна была попасть быстро, но не тут-то было — в кабинет постоянно кто-то заходил вне очереди. Когда вышел наконец последний пациент, я буквально вбежала внутрь. Но женщина в белом халате осадила мой пыл: “Девушка, подождите! Я вас позову”. И снова минуты ожидания. Не знаю, что делала медсестра (или это была врач?) за дверью: пила чай, заполняла документы или разговаривала с коллегой... Но еще минут пятнадцать я просидела перед дверью.
...В этот же день мне дали больничный — у меня повысилась температура. Врач, которая его выписывала, была очень вежливой — внимательно выслушала, дала рекомендации, пожелала выздоровления. Все бы хорошо, но ведь в поликлинику я отправлялась вовсе не за больничным, а чтобы пройти диспансеризацию. Однако в доврачебном кабинете мне почему-то не предложили даже того минимума, который требовался по закону — не измерили ни давление, ни рост, ни вес... Так стоило ли идти в поликлинику и сидеть в очереди, чтобы так ничего и не узнать?..
Ситуацию комментирует заместитель начальника управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Людмила Жилевич:
— Набор анализов для диспансеризации статистически обусловлен — учитывается риск развития определенных заболеваний в конкретные периоды жизни. В молодом возрасте количество анализов минимально. Но, проводя осмотр, специалист должен уточнить, есть ли у вас наследственные заболевания. Если вы говорите врачу, что у вас в семье кто-то болел, например, диабетом, специалист должен назначить вам дополнительные обследования. Вам также “прописывают” дополнительные обследования в случаях, если анализы показали отклонения.
Для старшего поколения спектр анализов при диспансеризации расширяется. К примеру, мы проводим исследования по специальной шкале, которая дает прогноз развития сердечно-сосудистых заболеваний на ближайшие десять лет. После всех обследований пациента определяют в группу риска, дают конкретные рекомендации. Если есть необходимость, проводят дополнительные обследования и назначают лечение.
В вашем случае медсестра не измерила ваши параметры, видимо, решив, что вы хорошо их знаете — сейчас молодое поколение строго следит за своим весом. Что касается очередей, то мы делаем все возможное, чтобы их сократить. Сейчас в регистратуру в основном берут специалистов с медицинским образованием — им легче дифференцировать жалобы пациентов и направлять их к конкретным врачам. Работают доврачебные кабинеты, где можно измерить температуру, давление... Определен следующий алгоритм: если у человека поднялась температура, он может заглянуть в доврачебный кабинет и медицинский работник тотчас отведет его к нужному специалисту — больному не надо сидеть в очереди. Но, естественно, мы не можем запретить людям приходить в поликлиники с раннего утра, когда самый большой наплыв пациентов и выстраиваются в очереди.
На профосмотр становись!
Профосмотр проходила моя подруга, я отправилась вместе с ней. В регистратуре нам сказали, что осмотр проходит с часа до двух, а список врачей, которых необходимо посетить за это время, можно получить в доврачебном кабинете. На время, когда в поликлинике проходит профосмотр, талончиков не дают, поэтому очереди не такие большие, как при обычном приеме. В нашем случае очереди рассасывались со скоростью ветра.
Как только подруга заходила в кабинет, врачи спрашивали, есть ли у нее жалобы и, услышав отрицательный ответ, тотчас писали в карточке заветное “здорова”. Когда Катя пожаловалась хирургу на свою ногу, которая почему-то уже месяц болела, врач посоветовал ей взять талончик к нему на прием. На возражения подружки, что она уже у него в кабинете и он может ее осмотреть, эскулап как отрезал — это профосмотр.
За час мы прошли и окулиста, и невролога, и хирурга, и гинеколога... Не успели лишь к терапевту. Пришлось идти на следующий день.
Ситуацию комментирует Людмила Жилевич:
— Поскольку боль носила хронический характер, врач, видимо, захотел разобраться в проблеме более детально, поэтому и порекомендовал прийти в любое другое удобное для вашей подруги время. Но, уверена, если бы у нее была какая-то патология, то хирург никогда не отказал бы ей в помощи.
Талончик заказывали?
Последним моим заданием было заказать талончик на прием. Пытаюсь сделать это по телефону. Звоню в справку поликлиники, в ответ — лишь короткие гудки. Набираю номер повторно. И снова неудача. С десятого раза я наконец дозваниваюсь.
— А можно заказать талончик к терапевту?
— ...Да, но только через шесть дней. Записывать?
— Почему так долго?
— (Возмущенно.) Девушка, ничего не долго. Думаете, вы одна такая?..
— А если я хочу пройти нескольких специалистов, скажите, мне ко всем нужно заказывать талончики?
— Да. Но знайте, что у нас нет офтальмолога, гинеколога (и это в Минске, что тогда говорить о провинции! — Авт.)
— Но получается, что в таком случае мне нужно будет для этого выделить целый месяц...
Ситуацию комментирует Людмила Жилевич:
— К сожалению, дефицит медицинских кадров в столице ощущается, наверное, еще более остро, чем в деревнях. Другое дело, что в Минске у людей есть выбор. Если у человека есть какая-то проблема, он может решить ее, отправившись в платную клинику. Более того, в городе много специализированных клиник. В сельской местности сложнее — там нет такого выбора медицинской помощи. Но кадровый вопрос мы стараемся решить. Практически все выпуски медицинских вузов последних лет  распределялись в первичную помощь. Увеличен набор в медвузы. Но жизнь показывает: как только выпускники расстаются со статусом “молодой специалист”, они уходят. Работа в поликлинике - это титанический труд. Сегодня, завтра, год, два... Люди быстро выгорают, а потому вынуждены менять место работы. Такой труд изматывает и психологически, и физически. Поэтому мы взываем к больным: будьте корректны с медицинскими работниками.
А от талонной системы мы не можем отказаться. Если очереди не будут урегулированы, в поликлиниках может воцариться хаос. Поэтому поход в поликлинику необходимо планировать. Сейчас есть возможность предварительной записи, заказа талонов через Интернет, по телефону. Если же требуется экстренная помощь врача, можно обратиться в “скорую помощь”.

Это любопытно!

По посещаемости медиков белорусы попали в первые ряды. Если рассматривать “усредненный” вариант, то каждый из нас ходит на прием к врачу более 10 раз в год! Европеец же в среднем бывает у врача не чаще 4 раз.

Три вопроса министру здравоохранения  Василию ЖАРКО

— Какие шаги предпринимает Минздрав, чтобы ликвидировать очереди в поликлиниках?
— Приведу такой пример. В минувшем году на одного жителя страны приходилось 12,7 посещения врача. Другими словами, каждый человек в республике раз в месяц обращался к доктору. Это достаточно высокий показатель. Конечно, есть трудности, обусловленные нехваткой медицинских кадров. Однако этот вопрос будет решен уже в следующем году, когда состоится выпуск фельдшеров. Вместе с тем уже в 2008 году в штатном расписании поликлиник появилась должность помощника врача, который взял на себя часть обязанностей доктора. Регистратуры поликлиник оснащены аппаратами многоканальной связи, усовершенствован порядок выдачи талонов, регламентирована работа доврачебного кабинета, прорабатывается возможность открытия стационара на дому.
Если проанализировать, по каким вопросам обращаются люди в поликлинику, получается, что 60 процентов детей идут сюда за справками, а у взрослых этот показатель составляет 30 процентов. В поликлиниках выдавалось 40 видов различных справок. Теперь мы оставили всего 6. Все эти меры направлены на то, чтобы помощь в поликлиниках стала еще более доступна населению.
— Планирует ли Минздрав Беларуси расширить перечень платных услуг в поликлиниках?
— Этот вопрос пока еще обсуждается, но намерения такие есть. Вместе с тем расширение перечня платных услуг ни в коем случае не должно быть в ущерб гражданам, поскольку все социальные стандарты необходимо выполнять.
— Разрешит ли Минздрав выдавать листки по нетрудоспособности и справки медицинским центрам?
— Мы еще не рассматривали этот вопрос. Но когда Минздрав предложил медицинским центрам по нашим расценкам взять на себя заботу о части населения Минска, они отказались. В то же время специалисты медцентров хотят выдавать пациентам, которые лечатся у них платно, больничные листы. Думаю, еще рано. Вначале нужно ужесточить контроль за выдачей листков по временной нетрудоспособности.

 “НГ” спросила: А с какими проблемами в своей поликлинике сталкивались вы?

Вера Николаевна, 60 лет:
— Самая главная проблема поликлиник — очереди. В моем возрасте не только очень тяжело сидеть в очереди длительное время, но и опасно. Особенно сейчас, когда на улице зима и все ходят простывшие. У меня организм ослаблен и “цепляет” любую инфекцию в считанные секунды.
Ангелина, 21 год:
— Однажды у меня разболелись зубы и я пошла к стоматологу. Если честно, то врач в поликлинике мне не понравилась сразу, но пойти в частную клинику не позволял кошелек. Как оказалось, внутреннее чутье меня не подвело. Я сходила всего три раза, и результат этих походов был весьма плачевный — разорванная губа (стоматолог сверлила мне зуб и “нечаянно” задела губу) и подвывих челюсти (вот уже полтора года мой рот наполовину не открывается). Если бы раньше мне кто-то такое рассказал, ни за что не поверила бы. Но, к сожалению, все прелести нашей медицины я испытала на себе...
Людмила Петровна, 33 года:
— Как-то пошла в поликлинику, чтобы продлить больничный. Чувствовала себя неважно, была температура, а пришлось просидеть в коридоре практически четыре часа. В очереди к терапевту на продление больничного было 11 человек и еще 6 человек с талонами. Сначала ждали приема к участковому терапевту, потом практически все шли к заведующему. И это при том, что эпидемии тогда не было. Потом мне дали направление на кардиограмму, в субботу кабинет работал, но не было талона (талоны в субботу не выдают). Не понимаю, зачем работает кабинет и для чего нужен талон, если есть направление врача, а наплыва пациентов в субботу нет?
Елена РакицкаЯ, 27 лет:
— В детской поликлинике, где мы зарегистрированы, чтобы записаться на прием к узкому специалисту (лору, окулисту), надо начинать “процесс” за полтора-два месяца. Звоню в первый раз, мне говорят, что нужно перезвонить, поскольку сейчас все расписано. Звоню через некоторое время — тот же ответ. Перезваниваю еще через две недели и — о чудо! — с третьей попытки  моего ребенка наконец-таки записывают к окулисту. Не понимаю, в чем причина, ведь я часто замечаю, что  под дверями этих специалистов нет ни одного пациента. Но на просьбу принять без записи получаю отказ и фразу “запишитесь на прием”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...