Как йеменские хуситы сломали мировую морскую торговлю

Запечатанные врата

Конфликт на Ближнем Востоке продолжает расширяться и оказывать все большее влияние на глобальную политику и экономику. К середине декабря значительно обострилась ситуация в Красном море, где йеменская группировка «Ансараллах», они же хуситы, проводит масштабную кампанию против гражданских судов, следующих по южному логистическому маршруту из Азии и Австралии в Европу.


Корсары Красного моря

Представители движения объявили о своей поддержке действий ХАМАС во время рейда на Израиль 7 октября уже через пять дней после атаки, а 19 октября начали приводить в действие свои угрозы. На первом этапе йеменцы пытались поразить ракетами и БПЛА-камикадзе цели в израильском порту Эйлат, однако системы ПВО еврейского государства успешно отбивали эти атаки.
В ходе противостояния состоялся первый в истории перехват баллистической ракеты комплексом Arrow-3 за пределами земной атмосферы.
Второй этап хуситской военной активности стартовал 19 ноября с эффектной операции по захвату автомобилевоза Galaxy Leader, принадлежащего израильскому бизнесмену Аврааму Унгару. Высадившись на судно с моторных лодок и вертолета Ми-17, йеменские корсары заставили экипаж взять курс на порт Ходейда, где трофей находится до сих пор и уже стал местной достопримечательностью. К морякам, как заявили представители «Ансараллах», относятся как к гостям.

Galaxy Leader пока остается единственным судном, которое хуситам удалось взять на абордаж. Остальные гражданские суда, подвергшиеся нападению в районе Баб-эль-Мандебского пролива, были обстреляны противокорабельными крылатыми и баллистическими ракетами и дронами. Относительно общего количества судов, проходящих через «Врата скорби» (так переводится название пролива с арабского языка), число подбитых контейнеровозов и танкеров довольно невелико, однако угроза утраты грузов и гибели экипажей вынуждает международные компании менять логистические пути, ведущие через Красное море.


Логистический коллапс

Интенсификация атак со стороны хуситов, которые только за последние недели подбили с десяток судов, отказавшихся изменить маршрут по их требованию, вызвала кризис морских перевозок.
Крупнейшие компании-судовладельцы массово отказываются от использования Баб-эль-Мандебского пролива. В списке перевозчиков, поставивших безопасность грузов и экипажей выше скорости и удобства логистики, такие титаны рынка, как датская Maersk, немецкая Hapag-Lloyd, израильская ZIM, французская CMA CGM, швейцарская MSC, тайваньская Evergreen Line, китайская Cosco. Отказались от использования южного маршрута после удара по норвежскому танкеру Strinda и компании, занимающиеся добычей и перевозкой нефти и газа, такие как British Petroleum.


Путь из Сингапура в Роттердам через Баб-эль-Мандебский пролив составляет около 8840 морских миль (15 550 километров). В случае полного перекрытия «бутылочного горлышка» перевозчикам придется окончательно переходить на использование второй ветки южного маршрута, идущей вокруг Африки. Она почти на 40 процентов длиннее действующей сейчас морской дороги (11 720 морских миль, или 21 700 километров) и увеличивает сроки доставки грузов на 9 — 14 дней. Учитывая, что только на Maersk приходится 14,8 процента мировой торговли, экономический кризис в Израиле и Европе, если атаки хуситов не прекратятся, может разразиться в ближайшее время.
Разумеется, есть и третий вариант, однако Запад сам себя загнал в ловушку, испортив отношения с единственной страной, которая контролирует Северный морской путь.
Он мог бы стать реальной альтернативой длинному маршруту вокруг мыса Доброй Надежды, однако для этого необходимо возобновить отношения с Москвой. Только «Росатом» и администрация СМП могут обеспечить ледокольные проводки караванам судов и в целом нормальное функционирование маршрута, который, кстати, короче ныне действующего пути через Суэцкий канал (5770 морских миль).

Промежуточные потери мировой экономики из-за фактического перекрытия Баб-эль-Мандебского пролива еще не подсчитаны, однако даже по отрывочным региональным данным понятно, что хуситы смогли создать весьма проблемную ситуацию, использовав минимум военных ресурсов.

Администрация порта Эйлат на минувшей неделе заявила, что потеряла 80 процентов месячных доходов. Израильские СМИ сообщают, что общий ущерб за два месяца морской кампании «Ансараллах» может достигать 3 млрд долларов.

Терпит убытки и Египет. На днях администрация Суэцкого канала заявила, что Каир потерял 27,5 млн долларов за ноябрь, поскольку капитаны 55 судов вняли предупреждениям хуситов и не стали входить в опасные воды.


Впрочем, некоторые особо изворотливые деятели смогли извлечь выгоду даже из этой ситуации. Сейчас в Израиль из Азии по длинному маршруту идут сразу четыре автомобилевоза с 6,5 тысячи электромобилей. Машины должны были прибыть в израильские порты еще до нового года, однако из-за срыва сроков окажутся там уже после 1 января, то есть после даты вхождения в силу новых госпошлин на приобретение электрокаров — вместо нынешних 20 процентов она составит 35, или примерно 4000 долларов с автомобиля. Таким образом, израильский минфин получит дополнительно около 100 млн шекелей.

Новый крестовый поход

Во вторник министр обороны США Ллойд Остин, находясь с визитом на Ближнем Востоке, объявил о начале новой многонациональной операции по обеспечению безопасного судоходства в Красном море и Аденском заливе под условным наименованием Prosperity Guardian («Страж процветания»). В антихуситскую коалицию, по словам главы Пентагона, вошло множество стран, включая Великобританию, Бахрейн, Канаду, Францию, Италию, Нидерланды, Норвегию, Сейшельские Острова и Испанию. Показательно, что под цивилизованным обществом американцы вновь подразумевают всего около 50 государств.
Ожидать немедленного сокрушения хуситов и разблокировки «Врат скорби» не стоит. Коалиция пока что выглядит внушительно лишь на бумаге, фактически у нее не хватает всего: мотивации, личного состава, боевых кораблей.
Канада отправит для участия в Prosperity Guardian трех штабных офицеров. Министр обороны Нидерландов Кайса Оллонгрен также сообщила, что ее страна выделит только группу офицеров штаба флота.


Группировка боевых кораблей в непосредственной близости от берегов Йемена включает в свой состав американский атомный авианосец Dwight Eisenhower, крейсер Philippine Sea, эсминцы Carney, Laboon и Mason, а также французский фрегат Languedoc, сведенные в оперативную группу Combined Maritime Forces-153. Пока что к ней пообещали присоединиться только итальянцы, которые отправят фрегат Virginio Fasan. Экипажи некоторых кораблей уже успели принять участие в уничтожении хуситских ракет и дронов, нацеленных на Израиль и гражданские суда. Троица американских эсминцев за ноябрь сбила 38 воздушных целей. Стоимость каждой зенитной ракеты оценивается в 2,1 млн долларов, тогда как большинство йеменских БПЛА стоят всего лишь несколько тысяч.

Однако это далеко не все силы, которыми потенциально может располагать новая коалиция. В регионе, например, по-прежнему находится еще одна ударная группа во главе с авианосцем Gerald R. Ford. Севернее места предполагаемой операции находятся два универсальных десантных корабля под звездно-полосатым флагом, южнее — британский эсминец Diamond. Всего же, по оценкам экспертов, воды Средиземного и Красного морей и Аденский залив бороздят 43 корабля флотов Израиля и западных стран.

Помимо хуситов, в регионе активизировались сомалийские пираты, которые решили половить рыбку в мутной воде. Впрочем, пока успеха они не имеют: единственное захваченное судно было оперативно отбито американскими морпехами.

Что интересно, из арабских стран в составе коалиции пока только Бахрейн. Ни Саудовская Аравия, ни ОАЭ, ни Египет участия не принимают. У каждого государства разные мотивы. Саудиты не горят желанием снова сражаться с хуситами после поражения арабской коалиции, вмешавшейся в гражданскую войну в Йемене, — с 2015 года бойцы «Ансараллах» подбили около десятка кораблей, в том числе взятый Эр-Риядом в аренду американский транспортный катамаран HSV-2. Вдобавок и Саудовскую Аравию, и ОАЭ йеменцы публично предупредили о возобновлении ударов по нефтяной инфраструктуре в случае вступления в войну на стороне США.
Через узкое 32‑километровое горлышко между Йеменом на Аравийском полуострове и Джибути и Эритреей на африканском побережье каждый год проходит 17 тысяч судов, что составляет 10 процентов мировой торговли, 30 процентов контейнерных перевозок и 5 процентов объемов транспортировки нефти.

Демонстрация бессилия

На данный момент внятного плана действий у новой коалиции не просматривается. Судя по составу группировки, максимум, что она сможет сделать, — организовать конвоирование судов, защищая их от хуситских ракет собственной ПВО, или же демонстративно ударить крылатыми ракетами по местам вероятного пребывания членов «Ансараллах». Для того чтобы нанести группировке серьезные потери и вынудить ее прекратить блокаду Баб-эль-Мандеба, нужна полноценная наземная операция, на которую сейчас США вряд ли решатся.


Официальные представители хуситов уже пообещали атаковать корабли стран, которые присоединятся к американской операции.
Западным стратегам стоило бы напрячься: «Ансараллах» обладает внушительным арсеналом противокорабельного вооружения, которым хуситы мастерски пользуются.
Фурор в экспертной среде недавно вызвал подтвержденный факт поражения баллистической ракетой контейнеровоза Palatium III швейцарской компании MSC. Ранее таким типом боеприпаса в боевой обстановке достичь попадания в движущееся судно не удавалось никому в мире.

Рост напряженности на Ближнем Востоке — прямое следствие деструктивной политики США в регионе. После того как при активном содействии Китая начали налаживаться связи Ирана с арабским миром, практически сошел на нет и йеменский конфликт.
Однако грубое вмешательство дряхлого гегемона и бряцание оружием вкупе с неуклюжей политикой Байдена по отношению к войне в Газе поставили под угрозу все мирные договоренности. В итоге под ударом оказался один из важнейших в мире логистических маршрутов и вновь страдать будет европейская экономика, которая толком не отошла после прошлого удара американских «партнеров».
Станислав ФЕДОРУК.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter