«Запасной аэродром» или шанс на профессию?

Нужно ли сокращать набор на заочные отделения вузов?

Наверное, стоит говорить не о сокращении набора на заочные отделения вузов, а о решении проблемы качества такого образования

Студентки-мамы и отцы семейства, «неоперившиеся» выпускники школ и серьезные начальники с неистребимой потребностью интеллектуального роста... Для кого только вузовская «заочка» не становилась порой единственным в жизни шансом на обретение необходимых профессиональных знаний! Их немало, как и тех, для кого такая форма обучения была и остается наиболее приемлемой и необременительной возможностью заиметь долгожданный документ с подписью ректора и убедительным «Дыплом» на твердой обложке...

В последнее время тема доступности и качества заочного образования «прописалась» в электронных СМИ и обрела реальное обсуждение в печатных. Дискуссия возникла в ответ на инициативу председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Владимира Здановича о необходимости сокращения набора на заочные отделения. Главный тезис, которым оперирует депутат, вполне справедлив: «заочка» должна перестать быть запасным аэродромом для тех, кто не поступает на стационар, а таких, по мнению народного избранника, почти половина. Более того, этот формат получения знаний во всем мире себя уже давно изжил либо активно изживает сейчас, что мы видим на примере ведущих вузов России.

Проблема не высосана из пальца, и это подтверждает всезнающая статистика. В Беларуси около 60 % студентов получают высшее образование заочно. Конечно, находится место в списках зачисленных на заочные отделения и случайным людям. К числу таких можно отнести вчерашних школьников: на стационар не прошли по конкурсу, зато есть места на «заочке» и большое желание быть «как все» — с дипломом. Но проходит пять лет, и зачастую от былого, пусть и смутного желания потрудиться по полученной специальности не остается и следа. Кто будет отрицать, что причиной тому не могла стать сама форма получения знаний, когда годовой университетский курс необходимо усвоить всего за два весьма непродолжительных «захода» в родной университет? Что предлагает последний заочнику? И кому нужен, если подумать, такой экстенсивный и сумбурно-суматошный ритм получения знаний: преподавателям, студентам?

Много вопросов, непростых, где-то даже философских и глобальных. Мир постепенно отказывается от заочной формы обучения, заменяя его на более гибкое и современное — дистанционное, корреспондентское, когда личное, но редкое и непродолжительное общение студента и преподавателя дополняется форматом постоянного виртуального контакта в создаваемой учебными заведениями так называемой он-лайн обучающей оболочке. Реалии отечественной высшей школы говорят о том, что к дистанционному образованию морально и технически готов пока только Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники. То есть перспективная ниша альтернативы старой доброй «заочке» заполнена лишь на 1 %. Хотя, возможно, с заменой терминов изменилась бы и суть проблемы качества заочного обучения.

Американцы провели любопытное исследование. В XXI веке человеку в течение всей жизни нужно приобретать не 3—5 специальностей, как его предку из ХХ столетия, а уже 15! Да мы и сами свидетели того, как ускоряются процессы вокруг. Казалось бы, наиболее живо на это должна реагировать именно сфера образования, которая уже сейчас должна быть более динамичной и не в ущерб качеству изменяемой. Увы, пока мы, образно говоря, находимся чуть ли не в хвосте этого прогрессивного поезда, хотя высокие чиновники не раз говорили о необходимости реализации концепции непрерывного образования, когда приобретать новые профессиональные знания человек может постоянно в течение всей жизни, и в нашей стране.

А ведь новые подходы к образованию для взрослых и не только могли бы решить и проблему качества «заочки». Не секрет ведь уже ни для кого, что многие студенты покупают знания в виде готовых контрольных, курсовых и дипломных работ. И иногда даже у самих преподавателей...

Специалисты говорят, что разрулить и рассудить ситуацию должен рынок труда. Справедливый и, наверное, в чем-то правильный вывод. Хотя, для примера, в развитых странах электронное и дистанционное образование теперь одно из самых перспективных. Его предпочитают свыше 50 % студентов. Если не задумаемся об альтернативах изживающей себя «заочке» уже сейчас, как бы не пришлось нам в будущем догонять этот убегающий поезд...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter