Белорусские студенты бесплатно осваивают рабочие специальности

«Запасная» профессия

Пилотный образовательный проект запустил Белорусский республиканский союз молодежи. Студенты вузов и учащиеся колледжей могут параллельно с освоением основной специальности получить вторую — рабочую. Причем совершенно бесплатно и в довольно сжатые сроки — всего за два с половиной месяца. Ребята пару недель проходят общеобразовательную программу, получают теоретические знания. А затем практика, практика и еще раз практика.

Счастливого пути!

На часах 07:15. На Минский железнодорожный вокзал прибывает поезд Санкт-Петербург — Брест. 18-летние Павел Гричик и Екатерина Лукашевич проходят стажировку на колесах, чтобы стать полноценными проводниками. Екатерина — второкурсница БрГТУ, будущий логист, а Павел учится в Брестском железнодорожном колледже, где, кстати, для молодых людей было организовано двухнедельное теоретическое обучение. После него начался первый практический этап на базе вагонного участка в Бресте, затем ребят распределили по рейсам.

В Минске поезд стоит 40 минут. И если кто-то думает, что для проводников это время, чтобы перевести дух и отдохнуть, то глубоко заблуждается. Они обязаны находиться возле своих вагонов и ждать пассажиров. Однако начинает работать проводник задолго до отправления состава. В начальной точке пути нужно принять вагон, подготовить постельное белье, проверить чайную продукцию, исправность оборудования… А после того как поезд прибыл на перрон, во главе угла — пассажир. Важно уметь наладить контакт с людьми, слышать их, помогать им, подчеркивает начальник международного поезда Брест — Санкт-Петербург и по совместительству куратор ребят Вера Поповчик:

— К тому же дорога неблизкая, не исключены нештатные ситуации, к ним нужно быть всегда готовым. Конечно, ребятам, которые пришли ко мне на месяц, тяжело. Этого времени мало, чтобы научиться всему. А блок того, что им необходимо знать, огромен. Ведь что самое главное? Безопасность движения. Они должны за короткий промежуток времени выучить и алгоритм действий при любой нестандартной ситуации, и правила проезда. Ведь есть много нюансов: проезд с маленькими детьми, провоз животных, велосипедов и так далее. В каждой отдельной ситуации — свои правила. И все это надо знать.


К слову, питерское направление на Белорусской железной дороге — одно из самых сложных. И Павел, и Екатерина уже второй раз отправляются в подобный рейс.

— Маршрут долгий: мы в пути 17 часов. Очень много станций, большой пассажиропоток. А так как начался туристический сезон, людей сейчас заметно прибавилось, — рассказывает Екатерина. — Когда отправляемся из Бреста, работать нужно быстро, потому что следующая станция Жабинка через 20 минут. За это время надо собрать у пассажиров билеты, раздать постельное белье, предложить чай, кофе, записать в бланк учета то, что люди купили…

По прибытии в Санкт-Петербург у проводников с 08:00 до 17:00 — свободное время. Однако гулять по Северной столице сил у ребят нет.

Екатерина Лукашевич не понаслышке знает, какими бывают будни на «чыгунцы». Отец — железнодорожник.
— Из-за того что во время рейса практически нет возможности поспать, режим сбивается. И это, наверное, самое сложное, — отмечает Павел. — Поэтому по прибытии в Санкт-Петербург мы ложимся спать, а не идем гулять по городу, как многие думают.

Чтобы получить допуск к экзамену на проводника, ребятам необходимо «откатать» 240 часов. Например, у Екатерины их уже 225, ее ждет еще один рейс. И тоже по маршруту Брест — Санкт Петербург — Брест. Это плюс 70 часов в общую копилку.

— У нашей бригады график «шесть через шесть»: шесть дней подряд мы можем быть в пути, следующие шесть — отдыхаем, — поясняет девушка. — После того как сдадим экзамен, появится возможность взять дополнительные направления.

Следующие два месяца Павел и Екатерина будут уже официально работать проводниками. И если раньше без корочек о прохождении специального обучения они получали бы максимум 500 рублей, то сейчас зарплата ожидается значительно выше — 1200. Но для этого необходимо будет «откатать» 175 часов в месяц. Да и вообще, свидетельство о прохождении программы дает студентам возможность в дальнейшем устроиться проводником на железную дорогу. Кстати, Екатерина всерьез задумывается об этом:

— Через два года окончу университет, а поскольку я учусь на платном отделении, распределения у меня не будет. Поэтому велика вероятность, что устроюсь проводником. Такая работа увлекает. Кстати, благодаря тому, что нас обучили на 5-ю категорию и я имею право ездить на международных линиях, заработная плата будет выше.

В ином статусе

Студенты могут обучиться не только профессии проводника, но и монтера путей — это что касается железной дороги. Около 20 человек осваивают специальность «оператор станка с программным управлением».

— Пока перечень рабочих специальностей не так велик, — говорит командир Республиканского штаба студенческих отрядов Надежда Шаховская. — Однако это пилотная версия проекта. На ее основе мы будет дорабатывать имеющиеся направления и смотреть, какие новые включить в программу. У ребят есть интерес к строительным специальностям: «каменщик», «штукатур», а также к профессиям, связанным непосредственно с производством, в том числе и в наших трудовых проектах: штамповщик, слесарь механо­сборочных работ, токарь, фрезеровщик и так далее.

Задумка создать такой проект появилась давно. Причем белорусские студенты сами заинтересованы в этом. Ведь ежегодно в нашу страну приезжают и российские стройотряды. И благодаря тому, что их ребята имеют корочки, они получают более высокую зарплату за свой труд.


28 июня в Витебске соберутся все участники пилотного проекта. Здесь им вручат свидетельства об успешном освоении новых профессий. Таким образом, для них будет дан старт третьему трудовому семестру. Дальше каждый из новоиспеченных специалистов отправится туда, где стажировался, чтобы следующие два месяца за совершенно иные деньги работать наравне с сотрудниками той же БелЖД.
Александр ПРОХОРОВ, второй секретарь Центрального комитета Белорусского республиканского союза молодежи:

— На работу в студенческих отрядах уже подали заявки 31 145 человек. Республиканским штабом студотрядов заключено 887 договоров на 15 065 человек. С 1 января по 1 июня в рамках круглогодичной трудовой занятости в составе 324 отрядов трудоустроены около 5 тысяч ребят — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года примерно на 1,2 тысячи человек больше. Хорошая динамика. Запись в студенческие отряды продолжится и летом — в соответствующие перечни принимающих организаций, утвержденные райгорисполкомами и администрациями районов Минска, включено 1270 объектов, в общей сложности это 38 446 рабочих мест.
В ТЕМУ

Торжественная церемония открытия в Беларуси третьего трудового семестра пройдет 24 июня, накануне Дня молодежи и студенчества. Однако некоторые отряды (в частности, педагогические и сервисные) уже отправились в детские лагеря «Орленок» и «Морская волна» в Туапсе Краснодарского края. Белорусские студотряды ждут на космодроме Восточный, где они хорошо показали себя в 2022 году. Крупный образовательный центр на 2860 мест строится в Воронеже — там тоже будут работать наши ребята.

Непосредственно в Беларуси юных помощников традиционно ждут на «Атланте», МАЗе, МТЗ. Из новых адресов — «Гомсельмаш», где примут около 200 человек. Примерно 60 человек из Беларуси и России поучаствуют в медицинском проекте в Новополоцке.

yankovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter