Необходимо внедрять новые технологии при хранении плодоовощной продукции, снижая ее необоснованные потери

Запас цену вниз тянет

Слишком самонадеянно рассчитывать нынче на импорт. Даже в сегменте продовольственных товаров. Вроде бы продукты питания из гуманитарных соображений не должны подпадать под санкции. И формально рестрикциям не подвергаются. Но последние три года логистические цепочки рушатся под ударами непреодолимых обстоятельств: пандемийные ограничения, транспортный дефицит, политические неурядицы… Плюс многочисленные региональные и национальные ограничения по перемещению сельскохозяйственной продукции. Бесперебойность поставок находится всегда под большим сомнением. А колебания предложения приводят к высокой ценовой волатильности и спекулятивным мотивам. В такой ситуации самым надежным становится собственный производитель. На необходимость вырастить свое вместо импортного, обеспечить отечественные прилавки белорусскими овощами и фруктами неоднократно обращал внимание Президент. Эта тема не раз становилась предметом обсуждения и в Правительстве. 

Беларусь не тропическая страна, и собирать по два-три урожая в год здесь невозможно. Но даже в наших климатических условиях реально обеспечить за счет собственных ресурсов базовые потребности в плодоовощной продукции круглый год. Другой вопрос, что это требует внедрения новых технологий: и при выращивании, и при хранении, чтобы овощи были товарного вида. О проблеме самообеспечения страны овощами и фруктами поговорили с заведующей кафедрой Института повышения квалификации и переподготовки кадров АПК Белорусского государственного аграрного технического университета, доктором экономических наук Натальей Киреенко. 

Стабилизационный запас 

На прилавках появились «первенцы» нового овощного урожая. До массового сбора еще добрых 3–4 месяца. Но на высоком государственном уровне несколько раз обострялась проблема подготовки к осенней уборочной с точки зрения создания стабилизационных фондов, из которых торговля могла бы брать плодоовощную продукцию в зимний период. Собственно говоря, фонды — совершенно не белорусское изобретение. И даже не современное. С древнейших времен, начиная с египетской цивилизации и античности, формировались стратегические запасы продовольствия. Их распечатывали в случае неурожая или других бедствий. Иной раз проводились и интервенции, если цены становились слишком высоки для населения. 

Беларуси нужны современные хранилища, чтобы обеспечить овощами и фруктами людей в зиму.

Конечно, всегда надо верить в лучшее. Но пока эти ожидания не совсем оправдываются. И ситуация на мировом рынке становится все более нестабильной. Теоретически можно любой товар завезти (по крайней мере продовольственный) и в любое время года. Другой вопрос, какова будет его цена? Скажем, какой-нибудь парагвайской картошки или уругвайского лука? 

Наталья Киреенко
— В целом Беларусь всегда обеспечивала свои потребности в ­овощах, — объясняет ­Наталья Киреенко. — Но традиционно весной в страну завозились определенные объемы импортной продукции. В том числе ранних овощей. Последние два года показали, что на рынке присутствуют высокие риски неопределенности. С точки зрения и логистики, и различных ограничений, и неурожаев тех или иных культур из-за неустойчивости климата в регионах — наших традиционных поставщиках. Поэтому были пересмотрены подходы, вышло новое Положение о порядке формирования и использования стабилизационных фондов. Предыдущая редакция была принята в 2016 году. В нем четко прописаны две категории товаров, в отношении которых формируются стабилизационные фонды. Первая группа — сезонная продукция. Вторая — товары, запасы которых необходимы для сохранения сбалансированности предложения на потребительском рынке. 

Как объяснила Наталья Киреенко, к сезонным товарам согласно Положению отнесены картофель, белокочанная капуста, лук, морковь, свекла и яблоки. Причем на хранение должна закладываться продукция исключительно оте­чественная. 

Бизнес хранения 

Конечно, стабилизационные фонды не исключают присутствия импортной продукции на прилавках, прежде всего ранних овощей. В апреле — мае к нам завозят, например, молодую картошку из Египта, Сербии, Азербайджана. Очевидно, что с этими дружественными странами будем продолжать работать. Но уже с прошлого года стоит задача увеличивать объемы закладки в стабилизационные фонды, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств отечественная продукция могла полностью заместить импортную. 

В целом, отмечает Наталья Киреенко, все запасы наших овощей реализуются на внутреннем рынке. Спрос на них есть. Другой вопрос, что хотя обеспечение базовыми продуктами питания населения является стратегической целью, тем не менее хранение овощей — это все-таки бизнес. Хотя и со значительным социальным акцентом. 


По мнению специалиста, необходимо развивать хранилища, проводить их модернизацию, внедрять новые технологии. Тогда рентабельность хранения будет приемлема даже при сохранении доступности розничных цен для белорусских потребителей. 
Конечно, потери при хранении неизбежны. Но, по словам специалиста, максимально приемлемым уровнем потерь считается 15, максимум 20 процентов. Современные технологии позволяют добиться отбраковки 5–10 процентов. 

— Конечно, определенные площади для хранения есть у каждого фермера, СПК, — объясняет Наталья Киреенко. — Но при внимательном изучении оказывается, что по своим техническим характеристикам большинство таких локальных объектов не соответствует современным требованиям. 

Эксперт признается: в части технологий хранения и ключевого оборудования поддержания микроклимата мы ориентировались на импорт. Сейчас в этой части возможности несколько ограничены. Но необходимо нарабатывать собственные компетенции. Во-первых, бесперебойное обес­печение витаминной продукцией граждан является стратегической задачей, составляющей продовольственной и национальной безо­пасности. Во-вторых, в условиях неопределенности с импортными поставками наши производители могут расширить свое присутствие на внутреннем рынке. И при высокотехнологичных подходах хранение овощей может быть выгодно экономически. 

Зимний помидор

Пожалуй, самый непростой «овощной» период — с декабря по март. В эти месяцы огурцы, помидоры, баклажаны, перцы в основном импортные. По разным причинам в так называемый межсезонный период наши тепличные хозяйства брали паузу. 

Даже в наших климатических условиях аграрии способны обеспечить круглогодичное выращивание огурцов и томатов.

Дело в том, что значительная доля себестоимости при производстве овощей защищенного грунта приходится на энергоносители — газ и электроэнергию. Поэтому наша продукция получалась относительно дорогой по сравнению с овощами из теплых стран. Традиционно зимой и ранней весной у нас на прилавках присутствовало много витаминной продукции из Испании, Марокко, Турции и других стран. По большому счету рынок являлся глобальным, поэтому по более-менее приемлемым ценам овощи из южных стран были доступны. В прошлом году кратно подорожала логистика, возникли сложности с оплатой поставок и различные другие неблагоприятные обстоятельства, связанные как с санкциями, так и с обострением международной обстановки в целом. Сказался и аграрный кризис в ряде стран из-за роста цен на энергоносители, удобрения и другие составляющие себестоимости. 

В прошлом году дефицит собственного производства покрывался поставками из России. Правда, часть продукции, видимо, являлась реэкспортом, так как мощностей у соседей тоже не хватает. Зимой и весной помидоры и огурцы не исчезли с наших прилавков. Но цены на них были высокими.

В этих условиях стал вопрос ребром: нужно увеличивать собственное производство. Тем более что наши овощи по ценовому фактору становились конкурентоспособными. Правда, в немалой степени более привлекательные цены на отечественную продукцию были обусловлены также минимальной рентабельностью продаж. 


— В системе Минсельхозпрода 155 гектаров защищенного грунта, — говорит Наталья Киреенко. — Сейчас многие овощеводческие хозяйства проводят модернизацию. Без новых технологий закрывать собственные потребности круглый год по овощам, сохраняя приемлемые цены, не получится. 

Эксперт отметила, что предприятия системы Минсельхозпрода производят только около 10 процентов овощей защищенного грунта. Остальные объемы приходятся на фермерские и приусадебные хозяйства. 

— В рамках государственной программы развития сельского хозяйства есть отдельная подпрограмма по развитию малых форм производства, — объясняет Наталья Киреенко. — Объемы производства фермерами и подсобными хозяйствами учитываются в составлении балансов. При Министерстве сельского хозяйства и продовольствия функцио­нирует консультативный совет по работе с фермерами. Активизировалась работа Правительства с фермерами — производителями овощной продукции. Планируется создавать новые инструменты поддержки производителей плодовоовощной продукции, востребованной на оте­чественном рынке. 

Как обратила внимание Наталья Киреенко, больше всего фермеры просят поддержки в формировании системы реализации продукции. С предприятиями торговли складываются не всегда безупречные взаимоотношения. Впрочем, эта проблема характерна для большинства стран: крупные торговые сети выдвигают слишком завышенные требования, отдельные из которых небольшие производители выполнить попросту не могут. А реализация продукции самостоятельно связана со слишком большими издержками. Либо появляется прослойка перекупщиков, которые нередко создают минимальную добавленную стоимость, но значительно вздувают цены. 


— Одна из ключевых задач — создать условия, при которых фермер выращивает свежую продукцию и передает ее в торговлю, — объясняет Наталья Киреенко. — А ретейл уже ею распоряжается: либо сразу запускает на прилавок, либо некоторое время хранит на своих складах. Внимательно изучаем опыт различных стран. Наиболее эффективные системы созданы на принципах горизонтальной кооперации фермерских хозяйств, когда они объединяются в ассоциации и союзы, платят взносы, а эти объединения уже представляют их интересы при сбыте продукции. 

Впрочем, дискуссия не нова. Но в былые времена наши фермеры не испытывали в большинстве своем тяги к кооперации. Сейчас интерес начинает появляться. Новые вызовы, источник большинства которых лежит на внешнем контуре, однозначно катализируют его развитие. По словам экспертов, если бы сохранялись принципы глобализации, то развитием собственных технологий круглогодичного выращивания овощей мы еще долго могли бы не заниматься. Но сегодня ключевой вектор — самообеспечение. По этому треку начинает активно двигаться и наш внутренний рынок.

СКАЗАНО

«Мы с губернатором неоднократно дискутировали о ситуации со стабфондами. Кстати, с вашей области все и началось, когда я жесточайшим образом потребовал, чтобы были созданы эти стабилизационные фонды и чтобы торговля выбирала ту продукцию. Вы меня уверяли, что все в порядке. А на деле контролерами отмечаются проблемы и здесь. Особенно по выборке картофеля, капусты, свеклы. При этом ваши торговые сети завалены египетским картофелем и российскими яблоками, цена на которые в разы выше».

Президент на совещании о развитии Гродненской области, 24 апреля.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter