Запад на Востоке

Субъективные заметки журналиста Начну с вывода: Дни белорусской культуры в Китае, проходившие в рамках II международного фестиваля искусств "Весна в Пекине", завершились успехом.
Субъективные заметки журналиста

Начну с вывода: Дни белорусской культуры в Китае, проходившие в рамках II международного фестиваля искусств "Весна в Пекине", завершились успехом. Официальный слог в данном случае - не от бедности словарного запаса журналиста, а от уязвимости его положения. Выступления наших артистов за рубежом в формате официального мероприятия - это, согласитесь, не то же самое, что коммерческие гастроли за границей. То есть рецензий они не предполагают по определению, независимо от творческих успехов коллективов. Тем более, чтобы объективно судить о результате, надо более-менее определенно знать истинное мнение принимающей стороны. Как говорится, сидеть на вершине холма и видеть оба его склона. Понравились ли китайцам в действительности наши музыканты и художники? Трудно сказать с определенностью... Этот "склон" в деталях нам не удастся разглядеть до конца еще долго. И то, что мы с присущим нам как европейцам апломбом уверены, что производим неизгладимое впечатление на Востоке, может на самом деле оказаться только нашим личным мнением. Верно, китайцы нам улыбались - с гостями там обходятся особенно любезно. Верно, китайцы нам аплодировали - не выходя за рамки учтивой вежливости, правда. Китайцы кланялись, приветствовали, дарили артистам букеты цветов - не преступая, однако, своих вековых традиций. То есть не открываясь перед иностранцами нараспашку, а словно бы разглядывая нас через стекло. Будда изрек: в счастии живет спокойный. Это мы с вами будем спорить и волноваться, в чем опережаем, а где отстаем от Востока. А китайцы спокойны: все отечественное лучше иностранного. Или вскоре будет лучше. Словом, нам внимали. Но восторгались ли? Припоминаю из школьного учебника: впервые иностранные дипломаты появились в Китае лишь в середине XIX века. Их встретили равнодушно, если не сказать враждебно, подарки приняли чуть ли не с брезгливостью, как обыкновенную дань, к императору долго не допускали. Ассоциация, возможно, слишком отвлеченная, но все же, все же... Карта мира, висевшая в гостиничном холле, была развернута таким образом, что Китай действительно оказывался центром земного шара. Но пробыв в 14-миллионном Пекине 8 дней и ощутив всю тяжесть этого центра буквально мозжечком, ужасно затосковалось по дому, по "окраине", по "маленькой Европе".

Однако к делу. Вернее, к афише - участникам и программе Дней культуры. Упор был сделан на популярную европейскую классику: Россини, Бизе, Чайковский, Шопен, Римский-Корсаков, Рахманинов, Брамс. И правильно. Восток с упоением осваивает этот пласт шедевров уже несколько десятилетий. Китайские музыканты участвуют почти во всех престижных международных исполнительских конкурсах, а по популярности у импресарио (в смысле заключения контрактов) они нередко нас обгоняют: работоспособны до фанатизма и в то же время уравновешены психологически. Да что далеко ходить: в нашей Белорусской академии музыки, где также учатся и китайцы, между ними и белорусскими студентами, мне рассказывали, недавно случилась настоящая потасовка: китайцы до того усердны в учении, что никогда не освобождают классы вовремя, сидят там чуть ли не сутки напролет. Ну а нашим хоть перед сессией надо ж все-таки к инструменту подойти...

Итак, Министерство культуры решило блеснуть отечественной вокальной и инструментальной школой. Ведущие солисты Национального театра оперы - Олег Мельников, Елена Сало, Виктория Курбатская, Владимир Петров составили костяк концерта. Эти имена в Минске хорошо известны. Олег Мельников пленяет публику не только мощным эластичным басом, но и свободным жестом, эффектным образом. Универсальный баритон Владимира Петрова восхищает вокальной и интеллектуальной состоятельностью. Выразительное искристое меццо-сопрано Виктории Курбатской может вскружить голову, как глоток шампанского. Сопрано Елены Сало - бархатистое, "вишневое", напротив, всегда удивляет теплой непосредственностью. Жаль, что плохая естественная акустика первой концертной площадки - театра "Пекин" - "съела" половину красок у голосов исполнителей. Второй зал - государственной филармонии - был в этом смысле немного лучше, хотя рояль оказался расстроен вдребезги (чуть настроили к началу концерта), пюпитр у дирижера не держался на нужной ему высоте и нервировал, кажется, не только маэстро, а настороженное любопытство публики так и не превратилось в творческое соучастие, резанув напоследок артистов острой льдинкой непонимания. Увы... И еще подвох, но его-то можно было предвидеть и в Минске. Аккомпанировал певцам инструментальный коллектив "Классик-авангард". Это - ансамбль солистов, известный тем, что имеет широчайший репертуарный диапазон, играет музыку композиторов любых эпох и направлений. Но - камерную. "Классик-авангард", собственно, этим и прославился - малыми формами, пьесами, где не мощь требуется, а отточенность, изящество стиля и тонкий музыкальный вкус. В Китае ансамблю пришлось изменить своему творческому кредо и по большей части не солировать, а аккомпанировать солистам, исполняющим оперные арии. Получилось не очень... Представляете арию Варяжского гостя из "Садко", когда весь рокот, стальную мощь и вальяжную плавность волн пришлось издавать трем скрипкам, одному альту и одной виолончели? Впечатление скомкано... Что поделаешь, большой симфонический мы в Китай привезти не могли по причине прозаической и низкой - материальной несостоятельности.

А между тем китайцам, нации миниатюрной, нравится все могучее, все гигантское. Сказать, что Пекин - город небоскребов, - значит сказать банальность. Пекин - город какой-то яростной индустриализации и стандартизации. На западного человека, думаю, это производит сложное впечатление... Какое уныние, сплошь стекло и бетон - и здесь, как везде... Островки национальной архитектуры уже не определяют лицо города (тем более что за годы культурной революции разрушены и снесены десятки исторических зданий...). Взамен город застроился "ЛУКойлами" и "Газпромами" - архитектурой, которая есть и в Москве, и в Париже, и в Сеуле. Тяга к гигантомании ощущается и в культуре. Нашу делегацию пригласили на концерт китайских мастеров искусств (дипломантов различных конкурсов). Он проходил не в филармонии, как можно было ожидать, а в политическом центре, в зале заседаний Народного собрания. Это - 5 тысяч зрителей. На сцене стояло около двух десятков микрофонов. Звуковые колонки были такой силы, будто предстояло слушать тяжелый рок, а не Первый концерт Чайковского и отрывки из опер Верди и Пуччини. Дуэт Виолетты и Альфреда из "Травиаты" китайские вокалисты вообще исполняли квартетом - в унисон два на два. На сцене сидел гигантский симфонический оркестр. Одних скрипок я насчитала примерно 14 пультов. Так что наши эстетические приоритеты классического искусства - пусть звук невелик, главное чтобы несинтетический, живой, натуральный, - явно не подкупили китайскую публику. Поэтому-то инструментальные пьесы Ельского, Огиньского, Голланда в исполнении "Классик-авангард", как мне показалось, не тронули по-настоящему китайцев. Аромат европейского классицизма и романтизма оказался недостаточно терпким и осязаемым для Востока. Хотя музыканты работали очень хорошо. Что поделаешь, Запад есть Запад, Восток есть Восток... По этой же самой причине их слушателей, как мне показалось, не заинтересовали всерьез наши молодые виртуозы, лауреаты международных конкурсов пианист Александр Музыкантов и цимбалист Михаил Леончик. Пожалуй, только ансамбль "Камерата", работающий в выразительной манере джаз-фолка, вызывал оживление в зале. Талантливые вокальные импровизации, балансирующие на грани аутентичности и академизма, возбуждали, наверное, у них эмоции на уровне какого-то тайного генокода. Не удивлюсь, если "Камерата" вскоре отправится в гастрольное турне по Китаю.

Дни белорусской культуры включали в себя также и выставку нашей живописи. Она разместилась в шикарном здании частного художественного музея Джин Тай. Художники Владимир Товстик и Валерий Шкарубо сделали прекрасную экспозицию: очень цельно по настроению, цветозвуку, по идейному содружеству. Наша страна представила мастеров из первого ряда: Литвинову, Ващенко, Товстика, Шкарубо, Кожуха, Барановского, Дударенко. Впрочем, для китайцев на ней не было сюрпризов. Китайские художники старшего поколения учились когда-то в Ленинграде и Москве, впитали традиции добротной советской реалистической школы, на которой воспитаны и белорусы, китайцы и поныне ценят в живописи детальность, подробное общение кисти с холстом, высокое ремесленничество. В общественных местах на стенах нередко висят репродукции Левитана. Авангард, экспрессионизм у них не популярны и государством не поддерживаются. Поэтому больше всего комплиментов досталось картинам Валерия Шкарубо и Владимира Барановского. Техничность и в то же время эстетизм, одухотворенность - у китайцев это вызывает непреложное почтение. Не могу не вспомнить краткий эпизод перед открытием вернисажа. Мы беседовали с Владимиром Товстиком, к нам подошло несколько человек и представили даму почтенных лет: госпожа Шенпенг, профессор Института изящных искусств, супруга ректора Пекинского университета. После нескольких вежливых фраз приветствия она вдруг поинтересовалась, знаем ли мы... художника Щемелева! Мы с Владимиром чуть не подпрыгнули от удивления: мы-то, смеем надеяться, его друзья, а вот откуда ей он известен? Госпожа Шенпенг ответила, что училась когда-то в Ленинградской академии художеств (а теперь является ее почетным доктором), а потом, в 60-е, в Пекине, составляла альбомы советского изобразительного искусства и по репродукциям запомнила картины Щемелева. Любит их до сих пор. Вот так. Настоящее творческое родство существует вне политики и даже ей вопреки. И хранится в памяти гораздо дольше иных официальных деклараций. И слава Богу, что на Земле есть искусство - самая неразменная монета в общении между народами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter