В американской казне снова нет денег, в ФРГ – рабочих рук: о каком мировом лидерстве может идти речь?

Запад без денег и без рук

В американской казне снова дефицит средств, в ФРГ не хватает работников: о каком мировом лидерстве может идти речь?

В Вашингтоне новая презентация старой оперы. Называется «госдолг». Денег в казне уже нет, надо снова занимать. А это повод для извечного политического торга между демократами и республиканцами. Рано или поздно договорятся, и конгресс почти дружно проголосует за очередное повышение предельной планки. Почти в это же время канцлер Германии Олаф Шольц совершенно откровенно позвал в страну иностранных рабочих с «засученными рукавами». А то некому осуществлять и энергопереход, и технологическую революцию. Как говорится, промежуточный итог: страны, которые претендуют на господство, не совсем выглядят полноценными, чтобы им подражать. Штаты — без денег, а говоря грубее, — банкроты. Германия — «безрукая». Вот такие претенденты на господство!

Рисунок Олега КАРПОВИЧА.

Собственно говоря, долг США уже притча во языцех. Еще в далеком 2014 году он превысил ВВП страны. И не думает снижаться. Нет для этого ни политической воли, ни экономических предпосылок. В начале своего правления Джо Байден, громивший за «вертолетные деньги» во время пандемии конкурента — Джо Трампа, чуть ли не первым делом подписал указ о повышении потолка госдолга на 2,5 триллиона долларов. И вот денег снова нет.

Впрочем, пока и истеблишмент, и в целом инвесторы, и даже граждане сохраняют спокойствие. Не в первый раз. Конечно, оппозиционные республиканцы будут некоторое время блокировать предложение демократов «занять еще чуть-чуть». Будут громкие речи, препирательства в кулуарах, потом, возможно, неформальные встречи. И все снова образуется. Традиция есть такая, почти национальная забава. Танцы вокруг долга случаются регулярно, но никто не заинтересован в его сокращении. Тогда же придется перейти на рельсы совершенно нормальной, экономной политики. А проводить ее не умеют ни демократы, ни республиканцы, ни чиновники. Впрочем, население если и беспокоится о слишком большом долговом бремени страны, то по крайней мере исключительно умозрительно. В реальности на экономию многие и не согласны. А жить так шикарно на «свои» у страны явно не получится. Поэтому обсуждение потенциального банкротства де-юре (и уже состоявшегося де-факто) — исключительно вербально-политический процесс. Без всякого экономического эффекта.

По большому счету к пустой американской казне спокойно относятся и внешние инвесторы. Опять же, «денег нет совсем» — слишком банальная ситуация для Вашингтона, по крайней мере в последнее десятилетие. Кроме того, на бирже царит спекуляция. Да, строят Штаты финансовую пирамиду глобального масштаба. Да, она выросла уже выше Сфинкса. Ничего страшного. На пирамидах тоже можно зарабатывать. Главное — вовремя выйти в кеш. Профессиональные кредиторы надеются. У некоторых особо привилегированных это однозначно получится, а на остальных наплевать. Плавали, знаем. На «МММ» Мавроди в свое время миллионы людей потеряли свои сбережения, но несколько тысяч вполне неплохо обогатились.

Проблема Германии тоже не нова. Если США занимают по всему миру деньги, то Берлин — работников. Миграционная политика уже давно превратилась в стандартный инструмент поддержания и производства, и сектора всех видов услуг. В том числе социальных. Сложно сказать, насколько в ФРГ действительно не хватает людей. В фазу демографического спада государство вошло уже давно. Но есть и другой фактор: не пристало развитым европейцам марать руки о некоторые профессии. Если не все, то многие хотят быть архитекторами, дизайнерами, юристами, финансистами, экономистами… То есть белыми воротничками. Шутки шутками, а у местных экспертов складывается впечатление, что в стране количество обладателей дипломов МВА превышает численность квалифицированных сантехников. Какая уж тут индустриальная революция? С текущими кранами еще надо справиться! Конечно, утрирую, гиперболизирую и глумлюсь. Но ситуация с трудовыми ресурсами недалека от моей истины.

В открытом глобальном мире у немцев еще были шансы выкручиваться: одно производство перекинуть в другие страны, какие-то товары покупать по дешевке в Юго-Восточной Азии. Санкции, особенности логистики и в целом фрагментация мировой экономики сыграли злую шутку со всеми планами федеральной республики. Поэтому Олаф Шольц в Давосе был до неприличия откровенен для лидера мировой державы, занимаясь банальным публичным рекрутингом. Но тут уже не до репутации.

Впрочем, вопрос-то даже не в репутации и Берлина, и Вашингтона. До поры до времени эти страны действительно демонстрировали и экономический, и технологический рост. И динамика повышения качества жизни населения присутствовала. И социальные пакеты развивались. Но было это настолько давно, что уже кажется практически неправдой. Да, некоторые идеологические парадигмы вызывали сомнения у остального мира. Но в прошлом веке эти государства можно было уважать и на них ориентироваться исходя из утилитарного, так сказать, бизнес-результата. А сегодня-то его толком нет. И будет ли — сложно сказать. Все-таки выкладки Карла Маркса (по крайней мере ключевые) еще никто не опроверг и не доказал обратное эмпирически. И как ни крутись, а для производства нужны и капитал, и средства производства, и трудовые ресурсы. Но у США нет денег. У Германии — людей. С какой колокольни на них свалится плюсовая промышленная динамика? Конечно, некоторое время еще можно будет играться разными индикаторами, проводить бухгалтерско-учетные маневры, делая более-менее приличную статистику при плохой игре. Но если нет фундаментальных предпосылок для развития, то спад нельзя долго маскировать за бумажными цифрами.

И кто рвется в лидеры? Те, чей опыт лучше не повторять?! По крайней мере последних лет. А только учиться на ошибках. Впрочем, и за это спасибо.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter