ЗаоБЛАчный проект

Минский авиаремонтный завод планирует организовать серийное производство беспилотных летательных аппаратов (БЛА).

Беларусь планирует наладить серийное производство беспилотников

Минский авиаремонтный завод планирует организовать серийное производство беспилотных летательных аппаратов (БЛА).

Серийное производство беспилотного летательного аппарата "Стерх-БМ" планируется организовать в 2013 году на территории завода. В настоящее время собрано лишь несколько экземпляров беспилотника, но планируется ежегодно выпускать до 10 беспилотных летательных аппаратов.

Белорусский беспилотник рассчитывают продавать на белорусском рынке. Прежде всего он может быть интересен министерствам обороны, внутренних дел и по чрезвычайным ситуациям. В эти ведомства Минский авиаремонтный завод уже направил соответствующие предложения. Кроме того, беспилотник планируют продвигать на рынки стран СНГ и ОДКБ. Также самолет рассчитывают поставлять в страны Африки и Южной Америки.

На снимке: производственный цех.

Фото Виктора Толочко,

БЕЛТА

В ТЕМУ

За ЧС в Беларуси будут следить беспилотники

Мониторингом дорожной ситуации, борьбой с незаконной вырубкой леса и браконрьерством, охраной госграниц и прогнозированием ЧС в Беларуси теперь займутся беспилотники. Многие страны тратят миллионы долларов на закупку таких аппаратов. В Беларуси решили вложить деньги в науку, которая позволила создать несколько моделей летающих роботов.

Сходство с игрушкой - только внешнее. На самом деле – это сложный и высокотехнологичный аппарат. Такие беспилотники выпускают всего в 15 странах мира. Теперь начнут и в Беларуси. У многих сотрудников этой лаборатории за плечами несколько тысяч часов полетов. Теперь свои знания они применяют в моделировании планеров. «Самолеты строятся по современным технологиям из очень легких материалов. Разработан специальный проект. Важно сделать беспилотник легким: появится дальность и увеличится время полета», - говорит работник предприятия Рустам Синдаров.

Из какого материала изготавливают самолеты - ученые не рассказывают. В печи в специальных матрицах части планера «созревают» до готовности. Пока в Беларуси появилось только три модельных ряда планеров: «Скат», «Стриж» и «Бусел». Они отличаются размерами и техническими характеристиками.

У беспилотных летательных аппаратов много преимуществ перед пилотируемыми. Например, не нужно специального аэродрома. Эти аппараты человек запускает с рук. Вся информация с борта самолета поступает на компьютер, которым управляет оператор. Подготовить его намного дешевле, чем боевого пилота. Оператор задает маршрут движения и контролирует полет. Но беспилотник может работать также в автономном режиме.
Сегодня крупные маневры белорусской армии не обходятся без этих аппаратов. Беспилотники - хорошие разведчики - могут определить местонахождение условного противника и передать сигнал.

Беспилотные летательные аппараты Израиль использовал во время арабо-израильского конфликта в 1973 году для наблюдений и разведки. Беспилотники практически бесшумны. Сверху их совершенно не видно, а приземляются они на парашюте. Сфера же их применений весьма широка: от прогнозирования чрезвычайных ситуаций до контроля государственных границ. «Прежде всего, речь идет о мониторинге. Летом случаются лесные и полевые пожары. Весной – критичная ситуация с половодьем. В этих ЧС беспилотные летательные аппараты нам могут помочь», - заявил пресс-секретарь МЧС Беларуси Виталий Новицкий.

Беспилотный летательный аппарат, оснащенный видеокамерой, справится с поиском пропавших в лесу людей не хуже команды профессиональных спасателей. Кроме того, легко заметит браконьеров или нарушителей границы. Один такой аппарат стоит несколько десятков тысяч долларов. Белорусские конструкторы уверяют: их разработка способна конкурировать с зарубежными аналогами. Ей уже заинтересовались многие страны.

«Самолеты – маленькие, но стоят они больших денег. Они наукоемкие, в этих самолетах много уникальных технологий. На их разработку были потрачены значительные средства, поэтому, естественно, мы заинтересованы в экспорте», - сказал заведующий лабораторией моделирования сложных систем и материалов Физико-технического института Национальной академии наук Беларуси Юрий Яцына.

До 2015 года в стране должны появиться беспилотные авиационные комплексы. Их задачи - воздушная разведка, мониторинг земной и водной поверхностей. Правда, эти беспилотники ограничены дальностью полетов – не более 40 километров. И поэтому началась разработка новых планеров, способных преодолеть расстояние до 300 километров.

МТРК «Мир»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter