Занимательная арифметика для внимательного гостя

На прошлой неделе в редакции побывал представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Миклаш Харашти.
На прошлой неделе в редакции побывал представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Миклаш Харашти. Это не первое посещение редакции людьми из ОБСЕ, но признаемся, что данная встреча была по–настоящему деловой. Объяснить позитивный характер мероприятия можно тем, что г–н Харашти человек весьма компетентный в работе СМИ и, как нам показалось, далекий от стереотипов, имеющий желание лично, без подсказок, разобраться во всем сам. Хотя без элементов дискуссии не обошлось. К примеру, г–н Харашти употребил в беседе термин «государственные и независимые СМИ». В ответ было высказано сожаление употреблением в серьезном разговоре столь расхожих штампов. Профессионалы знают, что понятие «независимые СМИ» — нонсенс. Любая газета, телестудия и т.д., любой редактор целиком и полностью зависимы от своих учредителей, спонсоров, рекламодателей в конце концов. Представьте, что какое–нибудь «независимое» минское издание вдруг потеряло чувство реальности, увлеклось и покритиковало бы, например, внешнюю политику США! Как истинно независимое СМИ! Представить это невозможно, поскольку включились бы политические рычаги, немедленно прекратилось финансирование и «независимая газета» канула в Лету. В принципе, г–н Харашти согласился, что слово «независимая» по отношению к газетам следует употреблять очень ответственно, и признался, что ему также по душе более реалистические термины. Например, «качественная и некачественная» пресса. Тем более что читатель, покупающий утреннюю газету, вообще вряд ли интересуется пресловутым «учредительством». Его больше занимает рассуждение и вывод: интересная ли газета, которую он купил, или барахло, которую на следующий день покупать не стоит... Вместе с тем представитель ОБСЕ в весьма дискуссионном ключе заметил, что, по его мнению, «государственные газеты» — это те СМИ, которые выпускаются на деньги налогоплательщиков, что, по его мнению, обязывает редактора представлять в газете точки зрения всех партий и движений, существующих в стране. Другими словами, сделать из газеты почтовый ящик. Каждый желающий может написать сокровенное, а редактор обязан это опубликовать. Миклашу Харашти в ответ было сказано, что в Минске многие партии имеют свои газеты, где могут спокойно и увлеченно печатать мнения своих членов о превратностях жизни. Что же касается «СБ», то она действует на основании закона о печати, который предоставляет редактору исключительное и неотъемлемое право самому отбирать материалы для публикаций. И никто его не может принудить делать обратное, за исключением случаев, оговоренных в учредительных документах. Этой же юридической норме и аналогичным принципам следуют другие газеты, в том числе контролируемые политической оппозицией. Вряд ли можно ожидать, например, что в газете «Товарищ», публикующей материалы, исходящие из офиса ПКБ, будут опубликованы материалы КПБ, которые соответственно публикуются в газете «Мы и время». Обычная практика!

Одновременно я разъяснил уважаемому гостю, что «Беларусь Сегодня» издается не на деньги неких «налогоплательщиков», а на средства подписчиков, за счет рекламы и за счет сумм, полученных за розничную торговлю. Что же касается налогоплательщиков, то газета ежемесячно, в виде налогов, выплачивает в бюджет Советского района Минска более 200 млн. рублей, тем самым являясь одним из самых исправных налогоплательщиков города. Эти деньги идут на выплату заработной платы врачам, учителям, пособий пенсионерам и детям, благоустройство района.

Надо сказать, что занимательная арифметика из жизни «СБ» произвела впечатление на г–на Харашти, поскольку ему, как это водится, минские кумушки нарисовали совершенно иную и очень черную картину... Будем надеяться, что известная мудрость «знания умножают скорбь» в данном контексте будет неуместной...

В беседе были также з
атронуты проблемы повышения профессионализма журналистов, соблюдения этических норм, действующего законодательства по вопросам печати, судьба нового закона о печати. В общем, как принято говорить на сухом языке протоколов, стороны остались удовлетворены встречей и возможностью откровенно изложить друг другу свои позиции.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter