Занесите в протокол. Нагойский

Обмен генетическими данными может стать дополнительным источником финансовых поступлений. И не только...

Обмен генетическими данными может стать дополнительным источником финансовых поступлений. И не только...

В 2010 году, после шести лет переговоров, на десятом по счету совещании конференции сторон Конвенции о биологическом разнообразии в японском городе Нагоя был принят Нагойский протокол. Этот международный документ призван регулировать доступ к генетическим ресурсам и совместное использование на справедливой и равной основе выгод от их применения. К настоящему времени к Нагойскому протоколу присоединились 92 государства, еще 12 стран его ратифицировали. Возможность ратификации протокола недавно обсудили в Минске и представители ведущих белорусских заинтересованных ведомств.

Главный вопрос, который в ходе проработки документов был поставлен Министерством иностранных дел Беларуси: насколько выгодно нам присоединяться к “генетическому” протоколу и какие перспективы развития он открывает? По словам главного специалиста отдела биологического разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Татьяны Железновой, ратификация Нагойского протокола позволит повысить правовую осведомленность и прозрачность для поставщиков и пользователей генетических ресурсов. Это станет возможно за счет создания более предсказуемых условий доступа к ним и обеспечения совместного использования выгод в случае, когда генетические ресурсы вывозятся с территории страны-обладателя.

Поставщиками генетических ресурсов могут быть государства, обладающие суверенными правами на природные богатства. Потенциальными же пользователями — самые разные категории граждан, которым доступ к генетическим ресурсам нужен, например, для проведения фундаментальных исследований, создания новых продуктов. В первую очередь, такие ресурсы могут быть важны для ботанических садов, фармакологической, сельскохозяйственной и косметической отраслей промышленности, а также для исследовательских институтов, частных коллекционеров.

В качестве яркого примера использования генетических ресурсов можно привести отрасль растениеводства. Изначально человечество имело возможность пользоваться только дикими видами растений. Сегодня в декоративном садоводстве люди применяют около двухсот видов растений, а в домашнем — более пятисот. Растения “одомашнивались” в разных странах, а затем продавались остальным.

Татьяна Железнова выразила уверенность, что присоединение Беларуси к Нагойскому протоколу позволит оптимизировать охрану окружающей среды, ведь изучение и сохранение генетических ресурсов неминуемо приведет к дополнительной защите видов, особенно тех, которые находятся на грани исчезновения.

Нагойский протокол носит, скорее, рекомендательный характер. Он описывает общий механизм доступа к генетическим ресурсам, а адаптировать его к местным условиям в законодательном, политическом и административном планах каждой стране предстоит самостоятельно.

Впрочем, специалисты полагают, что “овчинка выделки стоит”. Ведь помимо усиления режима охраны особо ценных видов генетических ресурсов международный документ предусматривает извлечение финансовых выгод. В частности, это сборы за доступ к генетическим ресурсам, а также за каждый собранный или приобретенный образец, финансирование научных исследований и так далее. Очевидны и нематериальные выгоды, выражающиеся в усилении международного сотрудничества, совместном использовании результатов научных изысканий, участии представителей Беларуси в разработке продуктов, доступе к базам генетических ресурсов.

Однако прежде чем Беларусь ратифицирует Нагойский протокол, нам необходимо создать единый координационный центр по сбору, анализу и систематизации информации о генетических ресурсах. Именно на этот центр будет возложена обязанность сотрудничества с международным органом, предусмотренным протоколом для обмена информацией о генетических ресурсах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter